Азиатские фильмы: топ 20 лучших картин

Азиатские фильмы для нашего мышления странные, медитативные, часто совсем без слов, а иногда и совсем «ломают мозг» — но этим они и привлекают. Разобраться с тонкостями восточной души мы решили, составив для просмотра список из двадцати самых ярких, необычных и запоминающихся фильмов из разных уголков Юго-Восточной Азии.

1. Куклы/ Dolls (2002, Япония)

Три истории любви, три уродливо-прекрасных сказки, наполненных японским символизмом. Мацумото оставляет любимую Савако из-за того, что решил жениться по расчёту. Перед свадьбой он узнает, что Савако потеряла рассудок… Могущественный босс якудзы Хиро, будучи в юности бедным, предпочёл не тешить возлюбленную напрасными надеждами, и решил прокладывать себе дорогу в «большое будущее» без неё. Всё достигнуто, только нет любви. Хиро возвращается в парк, где он много лет назад оставил возлюбленную, и обнаруживает, что та всё ещё ждёт его…

Ещё недавно Харуна была известной певицей, которую обожали миллионы. Но это было до несчастного случая, и теперь с повязкой на лице целыми днями она сидит на пустынном пляже. Нукуи — самый преданный её поклонник, и он собирается это доказать… Случайные люди, случайные судьбы. Они пересекаются и даже не догадываются об этом. Они бегут, эти куклы, прочь от людей, от общества, которое их сломало. Упав с обрыва, куклы повисают на тонком деревце: их держит веревка — любовь, связывающая их. Абсолютный шедевр от непревзойдённого мастера Такеши Китано.

2. Пустой дом/ Binjip (2004, Южная Корея, Япония)

Немая реальность, орудующая, властная, в которой не нужны никакие слова. Он — ведущий странный образ жизни, для которого дом — весь мир, и открыть любую дверь для него — не помеха. Она — отражение страдания, терпящая грубое отношение своего мужа, и даже не думающая дать отпор. Однажды их прерывистые линии соединились в одну прямую. Отчасти потому, что милой девушке нужна была поддержка и опора, отчасти из-за того, что магнитному притяжению сердец противостоять нельзя.

В этом гениальном фильме, несмотря на видимую простоту, скрыта истинная человеческая красота и нежность, граничащая с меланхолией, и она повсюду — в каждом портрете, в каждом цвете, движении и взгляде, повторяющейся песне. А всё действо постепенно оголяет один из основных нервов — одиночество, безысходное, самое жестокое. И это тот самый пустой дом, где Ким Ки Дук свёл девушку и парня, чтобы возникло чувство веры, любовь и способность двигаться дальше, храня в себе большой секрет.

3. Любовное настроение/ Faa yeung nin wa (2000, Гонконг, Китай)

Гонконг, шестидесятые годы. Секретарша Су замужем, журналист Чоу женат, но их супругов мы не видим, потому что они в постоянных разъездах. Поэтому Су и Чоу часто оказываются в одиночестве. Коротая время, они начинают дружить. Правда, со временем эта дружба приводит к неприятным открытиям — Чоу узнаёт у Су сумочку, подаренную ей её мужем — у его жены такая же. А Су узнает галстук, подаренный Чоу его женой — у её мужа такой же. Герои понимают, что их вторые половинки изменяют им друг с другом…

Изумительный, красивый, эстетичный фильм от «мастера грусти и ностальгии» Вонга Кар-вая. Во время просмотра этого волшебного фильма ты растворяешься в нём и почти не дышишь. Слов в нём почти нет, да они и не нужны. Музыка в картине — это нечто! Фильм тонкий, фильм несбыточных мечтаний. Фильм, который нужно «читать между строк».

4. Весна, лето, осень, зима… и снова весна/
Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom (2003, Южная Корея)

«Любовь — лекарство, от которого надо уметь отказываться». Абсолютно особенная картина благодаря своей молчаливой красоте, созерцательности, медитативности. Ким Ки Дук без лишних слов, без навязанной проповеди показывает зрителю самую суть буддийского учения. Молодой монах олицетворяет некий собирательный образ людей, человечества, обречённого из-за одержимости внутренними страстями на роковые ошибки, совершаемые в молодости — по весне и летом. Совершая их, мы мало думаем о связи наших сегодняшних поступков с будущим, воспринимая жизнь как нечто сиюминутное.

Жизнь ранней весной и летом кажется предназначенной только для удовольствия, но осознание того, что такой подход приводит только к страданиям, приходит поздно — только осенью. Осень, как период зрелости души, несёт с собой душевные муки, переоценку прошлого, и даёт шанс подготовиться к следующему витку — зиме, полноценной жизни с точки зрения духовности. Только пройдя полный цикл духовного преобразования, жизнь переходит к обновлению — весне. Этот обескураживающий фильм бесспорно является жемчужиной азиатского кинематографа, да и мирового тоже.

5. Последняя жизнь во Вселенной/ Ruang rak noi nid mahasan (2003, Таиланд, Япония, Нидерланды)

Очень странный фильм, который нужно досмотреть до самого конца, чтобы понять, что это было. На экране мы видим контраст между рано повзрослевшей девушкой-тайкой, потерявшей сестру и выживающей, как умеет, и тюфяком-японцем, который одержим желанием покончить с собой, и которого все пытаются покормить суши, но у него аллергия на рыбу.

Сначала все кажется понятным и банальным, но потом в этом созерцательном чуть затянутом дзэне появляются внезапные повороты — когда у «тюфяка»-японца вдруг обнаруживается дракон якудзы во всю спину… Интересно, что титр с названием фильма мы видим, только когда Кенджи встречает Ной, и только с этого момента у японца начинается новая жизнь — «последняя жизнь во вселенной». Фильм с интересной философской задумкой и атмосферой, хотя почти до самого его конца кажется, что это редкое «овно». Восток!

6. Герой/ Ying xiong (2002, Китай, Гонконг)

В сюжет этого красочного фильма легла одна из легенд, окружающих династию Цинь, которая повествует о мудром императоре и трёх воинах, которые хотели его убить — Сломанном Мече, Летящем Снеге и Небе. Их противник обозначен как Безымянный, который хочет защитить императора. Он рассказывает о поединках с убийцами как сказку, которую не отличишь от выдумки. Своя версия есть и у императора. Но на самом деле это лишь сухое описание тонкой красоты — того, что способно опять вдохнуть жизнь в твоё сердце.

Вы на мгновение представите себя в Древнем Китае, почувствуете благородство, глубочайшую мудрость, пронесённую сквозь десятилетия обиду, смерть, принятую ради любви. Эта красочная картина поможет вам расширить своё видение глубины цвета, глубины мысли, глубины жизни. Каждый взгляд, каждое движение, каждая тень — все детали фильма прекрасны, еле уловимы, а потому так ценны. Этот фильм — полотно, фильм — целостная картина, фильм — искусство.

7. Три времени/ Zui hao de shi guang (2005, Тайвань)

Три времени, три эмоции, три романа. Атмосферный фильм для настоящих ценителей азиатского кино с одной из самых красивых актрис Китая — прелестной Шу Ци. Эта скромная, не претендующая на космичность картина, вошедшая в число 50-ти лучших за последнее десятилетие, рассказывает три любовные истории из совершенно разных эпох — «Время любви» (1960), «Время свободы» (1911) и «Время юности» (2005).

В каждой сцене и каждом кадре содержится такое тонкое противопоставление былого и грядущего, что это делает картину объёмной и запоминающейся, без приевшегося сахарного сюжета с красивой графикой и модельными лицами. В третьей части картины есть пара коротких эротических сцен, но они не идут ни в какое сравнение с созданной в начале фильма эротикой чувств — застенчивым прикосновением руки, молчаливым танго эмоций…

8. Натянутая тетива/ Hwal (2005, Южная Корея, Япония)

В море на барже живут шестидесятилетний старик и шестнадцатилетняя девушка, которую он нашёл ещё ребёнком. Она обладает таинственным даром предсказывать судьбу. Старик безумно влюблён в девушку и думает, что это чувство взаимно. Когда до свадьбы остаётся пару месяцев, на барже появляется привлекательный молодой человек, что нарушает размеренную жизнь главных героев…

Восхитительно красивый и необычный фильм, который мог снять, пожалуй, только человек с восточным мировоззрением. И эта картина совсем не о выжившем из ума извращённом старике. Она метафорически повествует о необходимом процессе отделения дочери от любящего отца, когда её инициация во взрослую жизнь происходит через оргазм с мужчиной. Согласно буддийской символике, лук — это отображение внутренней силы человека. В фильме это воплощение духовной энергии отца, которой он благословляет женщину. Музыка, цвет, свет и игра актёров создают атмосферу завораживающей красоты, вызывающей у зрителей то эстетическое состояние души, которое древние греки называли катарсис.

9. Чунгкинский экспресс/ Chung Hing sam lam (1994, Гонконг) 

Современный Гонконг. В одном из самых непривлекательных районов города разворачиваются две истории любви, которые практически не пересекаются между собой, но являются звеньями одной цепи. Перед нами чувственная мелодрама о мире людей, нашедших свою любовь в одиночестве мегаполиса и превратностях судьбы в скоротечной жизни.

Перед нами фильм-настроение, кино с хаотичной структурой сюжета. Важнейшую роль в этой картине Вонга Кар-вая играет музыка. Она разнообразная и необычная, становится двигателем истории, и ещё долго будет звучать в вашей голове. Режиссёр построил картину на эмоциях от печали и грусти до мечтаний и счастливой реальности. Это кино, которое надо пропустить через своё сердце. Это бальзам, главная цель которого — увеличить количество романтиков в этом мире.

10. Вздох/ Soom (2007, Южная Корея)

Дыхательный цикл состоит из вдоха и выдоха. Вдох длится одну секунду, выдох — две. Но сей неоспоримый биологический факт не имеет никакого отношения к фильму Ким Ки Дука. Вернее, он нарушает природный закон. Потому что вздох в этом фильме был затяжным. Дышали в унисон, на двоих разделяя кислород. И, если кто-то сомневался в эффективности искусственного дыхания, то вот вам опровержение.

Правда, почему «искусственного»? Все было честно. Не из жалости, не из желания пробудить ревность в муже, а по другой, ей одной известной причине. Главная героиня приходит к приговорённому к смертной казни заключенному и дарит ему целый год счастья и новых, невозможных чувств. Она облегчает, «обезболивает» страх перед смертью, она даёт жизнь. Вначале себе самой, потом Чжину, потом — мужу… Конечно же, смотрится фильм на одном дыхании, вернее — вздохе.

11. Бангкокская история любви/ Bangkok Love Story (2007, Таиланд)

Разве мог женатый молодой человек Ит ожидать, что влюбится, будучи похищенным? Да ещё в кого — собственного похитителя Мека, который отказывается выполнять заказ мафии. Но приходит любовь, и пути назад к прежней жизни уже нет — и мир катится ко всем чертям. Мек сопротивляется чувству, как может. Двое влюблённых, медленно тающих от страсти.

Это фильм-парадокс — он настолько же дурён, насколько прекрасен. Пожалуй, уже со второй его части сюжет становится предсказуемым. И, в то же время, каждую минуту ты восхищаешься, насколько каждый кадр красив и гармоничен. Нечто слезливое, невнятное и неправдоподобное, но безумно красивое. Главная заслуга создателей картины — это Бангкок. А ещё то, что фильм заставляет чувствовать. Откровенно потрясающее, ни на что не похожее кино.

12. Надувная кукла/ Kûki ningyô (2009, Япония)

Хидео труслив и беспомощен как на работе, так и в личной жизни. Но он не унывает — ведь у него есть Нозоми! Ну и что, что это резиновый заменитель его бывшей? Зато молчит и ни в чём не возражает. И поужинать с ней можно за одним столом, и про работу пожаловаться, и в парке погулять. Знай только — подкачивай её насосом. Вот только что-то сбилось — кукла почувствовала в себе сердце и ожила.

Она оказалась довольно способной, быстро научилась ходить, разговаривать и нормально одеваться. Даже нашла себе работу в кинопрокате. А ещё влюбилась! Только не в Хидео. Он жалок, зато новая любовь Нозоми — молчаливый мужественный японец, который терпеливо учит Нозоми жизни и даже случайно разбивает ей сердце. Но в итоге всё у них станет хорошо! И Нозоми ответит ему такой безграничной благодарностью, таким откровенным порывом взаимодоверия, что у вас сломается мозг. Я наполню тебя своим дыханием…

13. Всегда/ Ojik geudaeman (2011, Южная Корея) 

Он — бывший боксёр, недавно вышедший из тюрьмы, угрюмый, нелюдимый, замкнутый. Она — ослепшая после аварии девушка, которая потеряла всех родных, но, несмотря на это, продолжает жить, работать, улыбаться. Две противоположности, которые, встретившись, обрели друг в друге желаемое. Она — сильное плечо рядом и заботу человека, который сдерет тёмную краску с окна и добавит солнца в ее жизнь. Он — ту, рядом с которой он должен быть сильным, о которой должен заботиться, чтобы его жизнь обрела смысл.

Но, судьба непростая штука — даря определенную долю счастья, она открывает и обратное. Чем больше они узнают друг о друге, тем больше выглядывают из шкафов старые скелеты, то о чем хочется забыть, за что хочется попросить прощения, или… искупить грехи. Гарантированно от этого фильма вы будете плакать похлеще, чем от «Хатико».

14. Крадущийся тигр, затаившийся дракон/ Wo hu cang long (2000, Тайвань, Гонконг, США, Китай)

Нельзя вырасти, не имея наставника. Нельзя действовать, не владея собой. Это фильм-притча, где именитый Энг Ли совмещает множество жанров в одном полотне — фантастику, драму, мелодраму и тему боевых искусств. В первую очередь, это драма, где молодая талантливая героиня хрупкой Чжан Цзыи делает неверный жизненный выбор. Она из аристократической семьи, но любит бандита из пустыни. Она очень сильна, но никак не может определиться, что ей нужно. Ли Мубай — великий воин, и мог бы быть её наставником, но молодая женщина всячески отвергает его помощь.

В чём-то этот фильм о каждом из нас, когда мы принимаем не те решения, из-за чего в будущем жалеем. Эта потрясающая картина — современная классика китайского кинематографа. Над этим фильмом можно подумать, и в то же время насладиться великолепными кадрами и постановкой боев. Один из лучших фильмов своего жанра.

15. Быть с вами/ Ima, ai ni yukimasu (2004, Япония)

Согласно японской легенде, умершие возвращаются в сезон дождей, но они снова покидают близких, когда дождь заканчивается. После смерти Мио её муж Айо и шестилетний сын остаются одни. Однако они верят, что Мио сдержит своё слово и вернётся, когда начнутся дожди. Однажды во время прогулки отец и сын замечают под деревом женщину, как две капли похожую на Мио…

Светлый, лёгкий, душевный фильм о любви, которую не может уничтожить даже смерть. Он трогает и пробирает до глубины души. Эта картина не о скорби по ушедшему человеку и чудовищной трагедии смерти, а о нежности и любви, которые остаются даже после того, как любимый человек уходит. Посыл этой необыкновенной картины в том, что нужно хранить в себе светлые чувства, и, конечно, ценить тех, кто рядом. Этот воздушный фильм произведёт на вас сильное впечатление, и вам захочется обнять своих родных и не отпускать.

16. Олдбой/ Oldboy (2003, Южная Корея)

«Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Заплачь — и ты заплачешь в одиночестве» — громкий шедевр гения Пан Чхан-ука, вызвавший бурю восторгов и получивший респект от самого Тарантино, изобилует меткими цитатами. Они удачно вписываются в это роскошное повествование о современном Монте Кристо.

1988 год, обыкновенный, ничем не примечательный бизнесмен по имени О Дэ-cу в день трёхлетия своей дочери по пути домой напивается, начинает хулиганить и закономерно попадает в полицейский участок. Из участка под своё поручительство его забирает друг детства. Но, пока он звонит домой жене незадачливого пьяницы, О Дэ-су пропадает. Неизвестные похищают его и помещают в комнату без окон на долгие годы. Дуальная тема мести главного героя и его антагониста раскрыта здесь нетривиально и интересно. Это картина с великолепной режиссурой, глубоким сюжетом, потрясающей игрой актёров и волшебной музыкой. Так о чём этот фильм? Наверное, о принятии и прощении…

17. Возможно, любовь/ Ru Guo Ai (2005, Китай, Малайзия, Гонконг) 

Сколько времени живет настоящая любовь? Три, пять лет, десять? А, может, и это не предел? Нет, если страсть не угасла, и если есть ещё вера в ответное чувство. А сколько живёт любовь без ответа? Для неё и десять лет не предел, если есть хоть малейшая надежда, что будешь любим. Прошло десять лет с тех пор, как Она бросила Его ради перспективных отношений с Режиссёром. Теперь Она — популярная актриса и муза Режиссёра, Он — востребованный актёр, и все трое сошлись на одной съемочной площадке, чтобы снять мюзикл о драматическом любовном треугольнике.

Настоящие чувства тонут в актерской игре. Игра обнажает настоящие чувства. Танцы, мишура и маскарад скрывают сердечную боль. Сцена даёт выход потаённым чувствам. Этот фильм не о любви как сказке, в которую хочется окунуться ещё раз. Это история любви, в которой больше боли, чем радости; о любви, граничащей с ненавистью; о любви, в которой так страшно потеряться, что хочется её забыть. Сильное кино.

18. Любовник/ L’amant (1991, Франция, Великобритания, Вьетнам)

Колониальный Сайгон тридцатых годов. Красивый изысканный китаец из богатой семьи знакомится с юной француженкой, которая остро нуждается в деньгах. Любовь, у которой нет будущего. Да и любовь ли это, или один секс? Он всё время твердит, что самое важное для него — не влюбиться, она как заведённая убеждает себя, что ходит к нему только ради денег. И оба искренне хотят в это верить…

Очень чувственный фильм, и, несмотря на упрямое отрицание героями своих чувств, довольно романтичный. Великолепна природа, никогда не утихающий город Сайгон, своеобразный дух того времени. Режиссёр изысканно уподобляет главных героев ручке и бумаге, которые, подобно любовникам, только в соединении способны создать некий акт творчества. Как бумага бесполезна без ручки, так и любовники, находясь по отдельности, словно и не живут и не несут в себе никакого смысла.

19. Я тебя вижу/ Kita Kita (2017, Филиппины)

Юная филиппинка работает в Японии. Уже несколько лет она встречается с привлекательным японцем, который сделал ей предложение. Но, в последнее время он куда-то вечно исчезает, и случайно обнаруживается, что подлец встречается с её же подругой. От стресса девушка теряет зрение. Она как-то пытается наладить свою жизнь, а тут ещё какой-то назойливый сосед-филиппинец не даёт ей спокойно продохнуть — всё пытается чем-то накормить, поговорить и навязчиво заботится. Но насколько случайно этот человек оказался в её жизни?

Конечно, эту скромную филиппинскую картину невозможно сравнить с другими азиатскими шедеврами. Тем не менее, это чудесный светлый фильм, в котором трогательная, хоть и трагичная развязка стоит того, чтобы выдержать неспешное и «странное» развитие событий. Ты никогда не знаешь, чем обернётся твоё самое маленькое действие. А ещё — стоит верить в чудо и ценить каждое мгновение с любимыми рядом.

20. Ушедшие/ Okuribito (2008, Япония)

Это великолепнейший фильм-философия, фильм-атмосфера. В любой профессии можно быть любителем, можно профессионалом, а можно — художником. Неудавшийся вилончелист «по случаю» устраивается работать в похоронное бюро. Его рвёт от мертвяков и жуткой атмосферы, но со временем он понимает, что смерть и проводы человека в иной мир — это искусство, так же, как и игра на виолончели.

Когда ты что-то теряешь, то выбрать новое тебя подталкивают обстоятельства. Тебе немного не по себе, но сама жизнь увидела в тебе некую пустоту и внесла гармоничные коррективы. Тебя начинает штормить, как крошечную лодку посреди океана, земля уходит из-под ног, и ты весь как здание будто проверяешься на прочность землетрясением. И неизвестно, что будет дальше. Эта картина о любви на грани двух стихий — жизни и смерти. Потрясающий шедевр азиатского кино!

Восточные фильмы: топ 20 лучших картин — здесь

Жаркая Азия: 10 лучших азиатских эротических фильмов — здесь
_______________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *