Девадаси: земное воплощение божественной Апсары

Традиция девадаси — храмовых танцовщиц, берет своё начало от апсар — небесных куртизанок, услаждавших своим чувственным искусством богов. По крайней мере, так утверждается в древнеиндийских религиозных источниках. По мнению индийских учёных, на истоки происхождения этой традиции указывает и само название девадаси, которое переводится как «рабыня бога». Кроме того, и в индийской средневековой литературе девадаси называли дочерями божественных куртизанок. Есть ли основание для этого интригующего предположения — мы и попробуем разобраться в этой статье. 

Услади мои чувства

Многочисленные упоминания в религиозных текстах говорят о том, что небесные апсары развлекали богов и земных царей. Например, в Рамаяне рассказывается о мудреце Бхарадвадже, который на празднование в честь принца Айодхьи Бхараджи пригласил сонм восхитительных апсар — и они услаждали их взор своими прекрасными танцами. В текстах также рассказывается о том, что у бога Индры был целый гарем божественных танцовщиц. Тем не менее, они никогда не выходили замуж за богов, и были, по сути, небесными развлекательницами, услаждавшими чувства небожителей.

Исследователи обращают внимание, что образ жизни девадаси и их способ служения богам очень сходен с тем, чем занимались апсары. Более того, в Махабхарате описывается легенда о прекрасной апсаре Урваши, которая по воле богов стала одной из первых девадаси в земном мире. Это говорит о том, насколько древним является институт девадаси, ведь текстам Махабхараты не менее четырёх-пяти тысяч лет! Как и небесные апсары, девадаси были, по сути, земными куртизанками богов, ежедневно услаждающими их своим изысканным танцевальным искусством. Именно из этой храмовой танцевальной традиции и развились впоследствии такие виды классического индийского танца, как Бхаратанатьям, Катхак, Катхакали, Одисси и «танец Кришны и Радхи» Манипури. Храмовые танцовщицы девадаси посвящали свои жизни служению богам, и, так же, как и апсары, не могли выходить замуж.

Девадаси в храмах

devadasi

С самых древних времён многие индуисты посвящали свои жизни служению божеству в храмах — они ухаживали за его статуей, купали ее, одевали и украшали, ухаживали за алтарем и убирали храмовую территорию. Огромное количество молодых красивых девушек под руководством гуру обучались в храмах искусству танца для поклонения божеству. Индуисты верят, что, посредством танца и музыки происходит соединение с божеством — функции таких посредниц и выполняли храмовые куртизанки девадаси. Древнеиндийский поэт Калидаса в своей знаменитой «Медхадуте» описывал танец девадаси перед статуей Шивы, который и сам является великим танцором. Поэтому музыка и танец в Индии до сих пор считаются особым способом поклонения божеству. Танцы всегда исполнялись на всех индуистских праздниках, а девадаси в храмах исполняли их в религиозных целях как ежедневный ритуал.

Средневековый индийский поэт Калхана писал, что храмовый танец был предметом интереса многих королей. Так, например, король Кашмира Каласа, живший в 11 веке, «коллекционировал» храмовых танцовщиц и лично давал им советы по искусству исполнения. Фактически, храмы в Древней Индии становилось центрами танца и музыки. В официальных документах, датируемых 1153 годом, сохранились сведения о том, что на юге Индии храмовым танцовщицам выделялись огромные наделы земли в качестве дара за их искусство, что говорит о том, что девадаси были очень богатыми женщинами. Многие короли, например, правители королевства Ахом на севере Индии (1228-1826) для поддержания священной традиции девадаси жертвовали храмам огромные суммы.

Священная традиция девадаси

devadasi

По легенде, традиция девадаси появилась так: однажды апсара Урваши танцевала во дворце бога Индры перед Великим Шивой. Исполняя свой чувственный танец, она смотрела на него глазами, полными любви, и попыталась заполучить его в мужья. Но этим она лишь навлекла на себя проклятие Шивы. Через поклонение Урваши получила прощение Господа, но с условием, что отныне она будет танцевать для Шивы в его храме в Камрупе на севере Индии. Считается, что так и зародилась традиция храмовых танцовщиц. Но, несмотря на то, что такое служение происходило в основном в храмах Шивы, оно быстро распространилось по всем уголкам Древней Индии и стало проводится и в вайшнавских храмах.

Однако, согласно шактийским тантрическим текстам Йогини-тантры и Калики-пураны, традиция девадаси процветала в Древней Индии ещё до прихода арийской культуры, являясь намного древнее культа Шивы. Также считается, что именно из Индии эта традиция пришла на Запад, и, в частности, в Древнюю Грецию, где храмовых танцовщиц стали называть созвучно девадаси — «devesoi». Более того, известно, что в Индии в древние времена «профессия» девадаси была привилегией только высшей касты, когда храмовые танцовщицы ставились вне кастовой системы. Однако это изменилось с веками — позже в храм стали принимать сирот и девочек из неблагополучных семей.

Девадаси — королевы

devadasi

Несмотря на то, что девадаси запрещалось выходить замуж, в храмах они часто жили в качестве неофициальных вторых жён со своими гуру, которые проводили с ними тантрические ритуалы. При этом девадаси никогда не занимались домашним хозяйством, продолжая совершенствоваться в искусстве танца. Тем не менее, бывали и исключения, когда короли брали храмовых танцовщиц в жёны официально. Так, например, в средние века девадаси Пхулмати стала женой правителя королевства Ахом на севере Индии после того, как король увидел в храме ее танец, посвящённый богине Дурге.

Также в Махабхарате описывается, что женой Арджуны из древнего царского рода Пандавов была девадаси Читрангада. Однако, несмотря на то, что она стала официальной женой, аристократия смотрела на храмовых танцовщиц свысока — а потому даже после свадьбы муж не взял ее во дворец. Исследователи утверждают, что, возможно, дело тут в более поздних переводах Махабхараты с санскрита на бенгальский язык, когда изменился социальный статус девадаси — и именно поэтому переводчики невольно изменяли определения. Уничижительное отношение к профессии девадаси встречается и в средневековых переводах Рамаяны. Так, в этом тексте индийский поэт Мандава Кандали при переводе отрывка, где принц Рама проверял Ситу на благопристойность, написал, что тот «обращался с женой как с танцовщицей».

Девадаси как проститутки

devadasi

Несмотря на то, что в древние времена традиция девадаси в Индии была священной, с течением времени храмовые танцовщицы стали источником обогащения храмов. Девочек из бедных семей родители уже продавали в храм, а не просто отдавали для достижения милости богов. Корыстные священнослужители стали продавать таких танцовщиц на ночь тем, кто больше заплатит. Кроме того, в 10-11 веках началось мусульманское завоевание Индии, что привело к упадку индуистских храмов. Они теряли покровительство королей и становились беднее, а потому девадаси были вынуждены заниматься проституцией, чтобы просто прокормиться. Показательно, что в штате Керала для подчеркивания низкого статуса девадаси им стали даже запрещать прикрывать одеждой верх тела, а также носить чистую одежду, поскольку та считалась привилегией высшей касты. Ожесточенную кампанию против храмовых танцев продолжили и пришедшие в конце 19 века в Индию английские колонизаторы-христиане. А в 1988 году храмовые танцовщицы и вовсе были объявлены вне закона как «бесстыдные проститутки».

Современные исследователи до сих пор не знают, как оценивать традицию девадаси, поскольку в древние времена храмовые танцы и священная проституция были распространены не только в Индии, но и в Египте, Ливии, Месопотамии и на континентах обеих Америк, где они были сакральными культами, уходившими корнями в глубокую древность. Но в течение веков от этой традиции осталась только внешняя выхолощенная оболочка, не имеющая ничего общего с наследием божественных апсар. И все же искусство девадаси можно сравнить с рождённым в грязи лотосом, который своей нежностью и ароматом напоминает нам о чем-то, что существует за пределами этого плотного материального мира…

Апсара: божественная танцовщица, или почему на неё молились цари и аскеты — здесь.

Индийские крутизанки: ганика, таваиф, девадаси — тут.
________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *