Апсара: божественная танцовщица, или почему на неё молились цари и аскеты

Прекрасные апсары, которые считаются в индуистской мифологии полубогинями, духами облаков и воды, упоминаются в древнейших религиозных текстах Индии и занимают важное место в индийском эпосе. Образами этих небесных дев неземной красоты насыщена скульптура и фрески древнеиндийских храмов. Апсары увековечены в многочисленных шедеврах литературы, начиная от Вед и Пуран, и заканчивая современной поэзией. Но почему же эти небесные куртизанки, находившиеся в услужении богов, оставили такой след в культуре? Попробуем найти ответ, заглянув в древнеиндийский эпос, а также индуистские и буддийские духовные тексты.

Соблазнительный ангел

В «Рамаяне» на санскрите апсары описываются как вышедшие из воды восхитительные девы совершенной красоты. Они были жёнами и возлюбленными гандхарвов — божественных певцов, музыкантов и воинов. В «Ригведе» на ведийском языке говорилось, что один из таких воинов был хранителем «напитка богов» Сомы. Там же впервые упоминается описанная затем во множестве индийских легенд «вечно юная и необыкновенно прекрасная» апсара Урваши, которая стала женой древнеиндийского правителя Лунной династии Пурураваса. Будучи совершенными танцовщицами, апсары соблазняли не только людей, но и самих богов. Некоторые сравнивают их с древнегреческими нимфами или даже славянскими русалками, но, как эфирных существ неземной красоты, живущих на небе, их, скорее, можно сравнить с находящимися в услужении богов соблазнительными ангелами.

Эликсир жизни для мужчин

Апсары были не только соблазнительницами, по велению богов лишавшими духовной силы демонов и аскетов. Хотя в «Махабхарате» и описывается несколько таких случаев, там же упоминается и о важности демонстрации «лотосоокими апсарами с тонкой талией и большими бёдрами» своего божественного танцевального искусства. Дело в том, что апсара считается Пракрити — динамичным женским началом, одним из элементов Природы, которое выражает себя через жестикулирование и движение. Она является nartaki — космической танцовщицей, танцующей перед Пуруши — неподвижным мужским космическим началом, «чистым сознанием», созерцающим танец динамичного женского начала. Вкратце можно сказать, что апсара — главная точка приведения энергии в действие. Кстати, поэтому считается, что хранительницами наследия апсар являются храмовые танцовщицы девадаси, которые, пробуждая в себе изначальную Пракрити, преобразовывают ее в осязаемый опыт для верующих. Сама же апсара как воплощение всех основных качеств женственности, была эликсиром жизни для мужчин.

Соблазнительная пробудительница и просто женщина

Апсары не считались богинями — Шакти, и, тем не менее, ритуалы с их участием часто упоминаются в тантрических текстах. Например, в тексте Yogini Tantra Шива в своём самом ужасающем лике Бхайравы выполнял тантрическую каулу-садхану с пятью небесными куртизанками — Урваши, Менакой, Рамбхой, Панчачудой и Тилоттамой. Интересно, что в тантре есть ритуалы с участием апсар для достижения сверхспособностей (Tantra vigyan aur Saddhana p:86). Есть даже ритуал для достижения исключительной физической красоты, который называется Апсара Тантра. В индийском эпосе упоминаются и ритуалы для достижения плодородия с участием апсар. Поэтому для царя, помимо наслаждения божественной красотой апсары и ее способностью доставлять неземное блаженство, взять в жены эту небесную деву было залогом процветания всего царства.

Что же касается аскетов, то отношение к апсарам у них было двойственным: с одной стороны, небесные девы по велению богов соблазняли их, лишая приобретённой силы, чтобы те не стали равны богам — например, в «Махабхарате» описывается, как апсара Гхритачи соблазнила риши Бхарадваджу. С другой стороны, именно неземная красота апсар и их искусство танца способствовали просветлению аскетов и постижению ими «Непостижимого». В то же время, апсары становились и чувственным препятствием, которое монахи должны были преодолеть на пути к просветлению, что мы, например, можем узнать из буддийской «Сутры о Нанде». Впрочем, апсарам не было чуждо и все женское — иногда, даже помимо воли богов, они влюблялись, вступали в земные браки и становились преданными и любящими жёнами. Эти трогательные истории, например о любви прекрасной апсары Шакунталы или небесной девы дивной красоты Урваши стали легендами, которые живы и по сей день…

Девадаси: земное воплощение божественной Апсары — здесь.
________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *