Восточные фильмы: топ-20 лучших картин

У многих Восток ассоциируется с красивой восточной сказкой, однако мало кто при этом задумывается, каково быть женщиной в ближневосточном обществе. Приоткрыть завесу тайны и взглянуть на этот мир изнутри нам поможет подборка лучших фильмов от самых известных режиссёров Ближнего Востока и Индии. В них мы увидим, что, вопреки всем ограничениям восточная женщина может быть не только покорной и кроткой, но и гибкой, сильной, целеустремлённой, и даже смелой. При этом, наблюдая за жизнью этих женщин, мы погрузимся в непревзойденный колорит Индии и Ближнего Востока…

1. Злодей/ Raavan (2010, Индия)

Как соединить в единое целое опасного преступника и порядочную жену полицейского? Вообще-то это невозможно, как соединить огонь и воду: ведь он безжалостный убийца, бесчувственный до чужой боли, не прощающий трусость, страх и предательство, а она любит своего мужа, который считает делом чести убить своего врага. Может, для этого девушка должна услышать, почему злодей стал таким? То, что мы с вами сможем увидеть в их душах, передано в этом великолепном фильме языком танца и песнях, в чём индийцам нет равных. Итак, могут ли сойтись враги? Любящие одну женщину — да. И, наверное, тут только женщина может выбрать, кто злодей, а кто достойный. Браво режиссёру Мани Ратнаму и актерской троице. Яркая, динамичная, эмоциональная картина.

2. Коммивояжёр/ Forushande (2016, Иран, Франция)

Иран. Муж Эмад и жена Рана, он — учитель старших классов и актёр-режиссёр в любительском театре, где ставит пьесу «Смерть Коммивояжёра», она — домохозяйка. Но однажды супруги вынуждены переселиться в новую квартиру, где раньше жила женщина свободных нравов. И вот на Рану, пока она принимала душ, нападает какой-то мужчина… Дальше и начинается кино — драма, триллер, и в чём-то детектив. Но в любом случае, оно про разлом, поражающий иранское общество, который проходит аккурат по семье. Правда, здесь больше намекается на интимную сферу, но, в соответствии с нормами шариата и иранской цензуры всё остаётся в фильме недосказанным, вернее — догадываемым. Ситуация морально-аморальной провокации удалась иранскому режиссёру Асгару Фархади на все сто. Если фильм вам понравится, обязательно посмотрите «Развод Надера и Симин» этого же режиссёра, по масштабу и глубине «копания» он ещё мощнее.

3. Во имя Бога/ Khuda Kay Liye (2007, Пакистан)

Этот пакистанский фильм не зря получил награду у себя на родине — аналог «Оскара». Это кино, местами похожее на Болливуд с изумительным музыкальным сопровождением, показывает мусульманский мир изнутри, положение в нём женщин и отношение европейцев к мусульманам. Нам показывают разные пути последователей Аллаха, по которым идут два брата-музыканта. Один, желая нести свою музыку людям на Западе, страдает ни за что. Второй, попав под влияние ортодоксального муллы, из неплохого парня становится чудовищем. В этой картине мы видим и историю Мэри, выросшей на Западе, чей мерзавец-отец, сожительствующий с европейкой, решает во что бы то ни стало выдать дочь замуж за пакистанца, и делает это обманом и силой. Фильм трогает, заставляет задуматься. Единственное — идёт он почти три часа.

4. Карамель/ Sukkar banat (2007, Франция, Ливан)

Пять незамужних женщин встречаются в салоне красоты, который специализируется на депиляции с помощью карамели. Это настолько женский фильм, что понять его способны только женщины. Какие проблемы могут быть у женщин в мусульманском обществе? Замужество, когда героиня признаётся, что её жених — не первый мужчина, что в мусульманских странах считается позором. Любовники, когда женщина из порядочной семьи влюбляется в женатого, и ей стыдно смотреть в глаза родителям. Родственники, когда женщина отказывается от долгожданного счастья из-за душевнобольной сестры. Гендерная, когда девушке совсем не нравятся платья и длинные волосы, и её влечёт к другим девушкам. Но фильм не об этом — он о женской дружбе, поддержке и старости — вещах, которые были, есть и будут в жизни каждой из нас. Эта картина о женских судьбах, которые не так сахарны, как карамель, которую сдирают с кожи в этом фильме.

5. История Элли/ Darbareye Elly (2009, Иран, Франция)

Эта драматическая история от авангардиста иранского кино Асгара Фархади тонко лавирует между ощущением паники и глухой болью, где анекдот вырастает в трагедию, масштабы которой всё равно невелики, ведь фильм начинается и заканчивается среди узкой группки молодых людей, приехавшей отдохнуть на побережье. Достаточно лишь услышать фразу от не единожды разведённого Ахмада, что лучше горький конец, чем горечь без конца, а тайна Элли олицетворяет собой судьбы тысяч девушек, находящихся в нравственной изоляции, где ложь и двойная жизнь стали частью мусульманского общества. Этот фильм можно разделить на две части — с Элли, когда все пытаются сватать незнакомку за приезжего Ахмада, и без неё, когда случается трагедия. Фильм вызовет любопытство у тех, кто никогда раньше не видел иранского кино.

6. Леденец/ Lollipop (2017, Марокко, Саудовская Аравия, США, ОАЭ)

У четырнадцатилетней мусульманской девочки наступает период полового созревания, а это означает, что она должна надеть полностью закрытый чёрный никаб. Однажды хулиган в школе крадёт её куртку, и цепочка случайных событий разоблачает извращенность его отца. Этот чёрно-белый фильм от женщины-режиссёра из Саудовской Аравии играет с красным цветом. Среди мусульманских женщин говорить об их крови дерзко — это могут делать лишь священнослужители, но не женщины, для которых это табу. Но именно это стало выбором для концепции фильма. Сексуальное домогательство было перенесено совсем в другое измерение и сравнено в этом кино с леденцами на палочке. Очень смелый фильм.

7. И куда мы теперь?/ Et maintenant on va où? (2011, Франция, Ливан, Египет, Италия)

Это уже второй фильм от ливанского режиссёра Надин Лабаки, который выдвигался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Изобретательные и полные решимости женщины, уставшие от межрелигиозной вражды и бойни, берут управление своим собственным маленьким городком в собственные руки. В этой картине множество забавных моментов — перерезанные провода у телевизоров, сожженые газеты, разговор с Девой Марией, и это ещё не всё, на что способны женщины, чтобы остановить войны и не потерять тех, кого ещё можно спасти. Фильм искусно балансирует на грани между драмой и комедией. Такое кино если и не объединяет людей, то, по крайней мере, делает их ближе другу другу.

8. Заполнить пустоту/ Lemale et ha’halal (2012, Израиль)

Восемнадцатилетняя Шира из ортодоксальной еврейской общины готовится выйти замуж. Однако смерть старшей сестры при родах кардинально меняет жизнь девушки. У матери Ширы есть серьёзные опасения, что её зять вскоре навсегда увезёт её единственного внука в Бельгию, а потому она затевает сложную «шахматную партию», результатом которой должно стать добровольное согласие Ширы выйти замуж за овдовевшего зятя и тем самым заполнить образовавшуюся пустоту. Так перед юной девушкой становится выбор перед собственными чувствами и долгом. В основе этого фильма лежит реальная история, которая рассказывает о пустоте, незаметной окружающим, но очень заметна двум людям, запертым в тёмные комнаты изживших себя традиций. Герои не прикасаются друг к другу, но в этом необычном кино есть чувства, есть напряжение, есть эрос…

9. Брат Баджранги/ Bajrangi Bhaijaan (2015, Индия)

Долгие годы тянется вражда между Индией и Пакистаном, из-за чего страдают оба народа, но доброму, отзывчивому парню Павану Чатуверди не важно, какой национальности человек, важны лишь его человеческие качества. Он живёт с любимой женой в Индии и мечтает о детях. Волей судьбы Паван становится проводником немой шестилетней девочки Шахиды, которая отстала от поезда, оказавшись совершенно одна в чужой стране без документов, денег и родителей. Понимая, что помощи ждать не от кого, Паван решает помочь девочке пересечь границу и воссоединиться со своей семьей в Пакистане. Однако в этой стране индусов не очень любят… Очень хороший добрый фильм, даже несмотря на то, что главный герой временами кажется излишне благородным.

10. Дети Небес/ Bacheha-Ye aseman (2007, Иран)

Этот фильм никого не оставит равнодушным. Его обязательно нужно показывать современным детям, которые мечтают об айфонах и планшетах, не задумываясь о том, сколько это стоит. Девяносто минут умиления настоящими отношениями брата и сестры, которые держатся друг за дружку при любых обстоятельствах. Али и Захра — дети из бедствующей иранской семьи. Однажды Али понёс в починку единственные туфельки сестры, на которых и так живого места нет. Но, покупая овощи в лавке, он теряет их. Вместе с сестрой они принимают решение, что не будут расстраивать родителей… Это очень доброе и очень настоящее кино, где нет места фальшивым ценностям, и где ты знаешь, что всё будет хорошо, пока в людях есть что-то чистое и искреннее.

11. Божественное вмешательство/ Yadon ilaheyya (2002, Марокко, Франция, Германия, Оккупированная Палестинская территория)

Арабо-израильским конфликтам не видно конца. «Хроника любви и страдания» — такой эпиграф ставит режиссёр во вступительные титры своей ленты, словно заявляя, что Израиль и Палестина — это, по сути, мужчина и женщина, которые призваны стать единым целым, несмотря на конфликт культур. Жители Палестины, разделённые контрольно-пропускными пунктами израильской армии, не могут и не хотят мириться со своим унизительным положением. Пересекать границу оцепления — процедура не из приятных. Но главному герою, живущему в Иерусалиме, приходится делать это по нескольку раз в день — ему необходимо навещать больного отца и встречаться с любимой девушкой. Фильм хотели номинировать на соискание премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, но Израиль запротестовал — официально нет независимого государства Палестина, а лишь Палестинские территории в рамках государства Израиль…

12. Сезон носорогов/ Fasle kargadan (2012, Ирак, Турция)

У всех участников этой истории жизнь загублена и сломлена. Поэта Сахели осудили на тридцать лет, а его семье сказали, что он умер. Его возлюбленная, красавица Мина вынуждена страдать: будучи супругой опального поэта, она является ещё и объектом вожделения водителя, выбившегося в начальники благодаря Иранской революции. Акбар вынужден страдать от неразделённый любви, когда даже обладание желанной женщиной не приносит ему радости, зная, что она его ненавидит. Вот такой мусульманский любовный треугольник. Этот фильм смотреть нелегко — он наполнен метафорами, символами и стихами. У Моники Белуччи непростая роль, и она отлично с ней справилась, задав нерв всему фильму. Достойный фильм, который хочется пересматривать.

13. Мать/ Yema (2012, Алжир, ОАЭ)

Сурово и красиво — земля, мать, сама история. Алжирский режиссёр Джамиля Сахрауи отдаёт прекрасную дань сложности любви и семьи в этом тихом медитативном фильме с небольшим бюджетом. Это греческая трагедия, перенесённая в алжирские реалии. В маленьком доме в изолированной алжирской местности живёт Уардия, мать, похоронившая сына, который был убит своим братом Али. В её хрупкий, испещрённый болью мир постепенно возвращается смысл. По крупицам она отыскивает радость в своих днях, чтобы, несмотря на горе, продолжить жить. Возрождение ей дарит сад, за которым она ежедневно ухаживает, и ребёнок женщины, которую любили оба её сына…

14. Времена года/ Iklimler (2006, Турция, Франция)

Крупный план, отсутствие слов и музыки — фирменный подчерк режиссёра Джелайна. Это простое кино о сложной жизни понравится не всем, но всё же его стоит посмотреть. Иса и Бахар — два одиноких человека, которые переживают постоянные изменения своего внутреннего климата в погоне за недостижимым счастьем. Это кино о разнице в восприятии жизни мужчиной и женщиной. Мужчина иногда смотрит на жизнь как на дареную вещь, женщина эмоционально пытается докопаться до её сути. В начале мы видим двух несчастливых людей, чьё несчастье неочевидно. Необходимо всё выяснить, сказать слова, и она уже готова услышать, а он — сказать. Но он говорит совсем иное. Страшно, когда улетучиваются последние иллюзии — остаётся лишь безмолвие пустоты и ужас осознания, до какой степени мы друг другу не нужны.

15. Говори/ Bol (2011, Пакистан)

Почему считается преступлением забирать жизнь, а не давать её? Содержащаяся в камере смертников Хан Заинуб ждёт исполнения приговора. Она просит выполнить её последнее желание — рассказать свою историю СМИ. «Говори» — один из тех жёстких потрясающих фильмов, которые переворачивают сознание, и вы начинаете понимать реалии обнищавших мусульманских семей, где предпочтение отдаётся ребёнку мужского пола. Семья Хан вынуждена в 1948 году покинуть индийский Дели и переехать в Лахор. Здесь её отец Хаким женится на девушке Сурайе, надеясь на наследника, но рождается только семь девочек. Восьмой ребёнок Сайфулла рожается гермафродитом, и отец хочет избавиться от него, но мать настаивает на том, чтобы ребёнок жил…

16. На краю рая/ Yaşamın Kıyısında (2007, Германия, Турция, Италия)

Это очень светлый фильм, как призма, сквозь которую проходит солнечный свет, разбивая его на множество лучей. В работах Фатиха Акина, немецкого режиссёра турецкого происхождения есть и комические нотки, и глубокий трагизм, и этнические мотивы, лихо сменяющиеся космополитизмом. В этом фильме мы видим Германию и Турцию — рассказ о судьбах шести человек, находящихся в поисках прощения и примирения. Вдовец Али спасается от одиночества в гамбургских отелях, пока именно там не встречает Йетар. За те же деньги, что она зарабатывает в борделе, он приглашает её жить с ним. Неджат, сын Али удивляется странному выбору своего отца, пока не узнаёт, что часть денег женщина посылает своей дочери Айтан в Стамбул. Когда Йетар погибает, парень отправляется на поиски девушки в Турцию…

17. Ваджда/ Wadjda (2013, Саудовская Аравия, Нидерланды, Германия, Иордания, ОАЭ, США)

Девочка Ваджда относится с непониманием, почему нельзя носить удобные кеды, красить ногти на ногах и продолжать играть в «классики», если на тебя с крыши через квартал смотрят мужчины, и почему нельзя приводить в дом мальчишку, с которым она дружит. Но главным предметом неравенства является велосипед, который мало того, что стоит немалых денег, так ещё и ездить на нём женщинам неофициально запрещено. Шовинистские законы мусульманского общества влияют и на счастье её матери — ей приходится ездить на работу «на край земли», потому что ревнивый муж против, чтобы она работала с мужчинами, даже если это недалеко от дома. И в то же время, его родители подыскивают ему новую молодую жену. Но однажды Коран, ограничивающий свободу женщин, становится для Ваджды освободителем. Прекрасный фильм, оставляющий после себя шлейф хоть и не полностью радостных, но очень позитивных впечатлений.

18. Девушка с фабрики/ Fatat el masnaa (2013, Египет, ОАЭ)

Сильный египетский фильм, выдвинутый на соискание «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Девушка Хаям — работница текстильной фабрики, которая живёт в бедном районе с другими заводскими девушками. Она думает, что чувства между ней и новым руководителем фабрики, несмотря на классовые различия, серьёзны, но жестокая реальность оказывается иной. При медицинской проверке на фабрике выясняется, что Хаям беременна. Только ленивый не обвиняет её и даже её семью во всех грехах. Но фабричная девушка не желает оправдываться, и ей приходится платить большую цену в обществе, не принимающем гордых женщин.

19. Мой нетронутый остров/ Issiz Adam (2008, Турция)

Способен ли страх перемен одолеть самую настоящую и всепоглощающую любовь? Ответ — да! Все кажется банальным: он — успешный владелец ресторана, море женщин, она — скромный дизайнер детской одежды, которой почти тридцать. И вот они встретились, влюбились, но в жизни часто бывает так, что мы сами обрекаем себя на одиночество. Время всегда всё расставляет на свои места. И, только глядя на своё прошлое издалека, мы способны увидеть свои ошибки, которые, увы, уже невозможно исправить. Этот красивый турецкий фильм навряд ли оставит вас равнодушными!

20. Варенье из инжира/ Incir Reçeli (2011, Турция)

Магический Стамбул. Случайная встреча, перевернувшая жизни главных героев. Метин, сценарист в кризисе, мечтает написать что-то великое, но не умеющий писать о любви, он не трогает читателя. Дуйгу, нестандартная девушка-хохотушка, учит его просыпаться под музыку, весело напиваться каждый раз как последний, жить ярко и сочно. Только вот с первой минуты их встречи ты чувствуешь какую-то тревогу. И потом понимаешь, почему при знакомстве девушкой была сказана фраза: «без секса». В этом трагичном фильме вы увидите голые чувства, и ничего больше. Он действительно берёт за живое. Поражает, что мужчина, турок по происхождению, мог снять такое удивительно нежное кино. Дуйгу хотела стать бессмертной — Метин сделал её бессмертной…

Азиатские фильмы: топ-20 лучших картин — здесь.
_____________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *