Качу: куртизанки Вьетнама

Подобные японским гейшам развлекательницы существовали не только в Японии, но и во всех соседних Стране Восходящего Солнца странах — Китае, Корее, Вьетнаме. Но в каждом государстве эти «женщины искусства» обладали своими неповторимыми особенностями. Что же отличало вьетнамских куртизанок от других азиатских развлекательниц, как их называли, и какой вид их искусства был признан всемирным наследием ЮНЕСКО — вы узнаете на этой странице. 

Кто такие качу?

«Качу» — так назывались певицы и музыканты Северного Вьетнама, развлекавшие состоятельных вьетнамских господ на званых ужинах. Также они исполняли религиозные песни для королевского двора. Само слово «качу» (вьетн. — ca trù [ка чу]) происходит от вьетнамского ca, что означает «пение», и trù «билет, карточка» — когда представления проходили в частных домах, зрители покупали на входе бамбуковые билеты и дарили их понравившимся качу. Певицы получали оплату в зависимости от полученных чу — билетов. Отсюда и название качу «пение за билеты». Вьетнамских куртизанок называли также хатадао (hát ả đào). Качу стояли вне кастовой системы и могли развлекать самых высокопоставленных персон. Занятие вьетнамских качу сходно с искусством японских гейш и корейских куртизанок кисэн.

Очаровать голосом врага

Как появилась профессия качу — точно неизвестно, но, по одной из версий, ее появление связывают с именем вьетнамской куртизанки А Дао, которая создала жанр пения качу, чтобы для особого случая очаровать своим голосом врага (отсюда одно из названий вьетнамских куртизанок по имени этой женщины — hát ả đào, хатадао — hát означает «петь»). Другая версия восходит к имени куртизанки императорского двора времен династии поздних Ли (1010—1225) — Дао Тхи. Выражая ей своё восхищение, все певицы того времени стали называть себя даоныонг, что литературно означает «девушки (леди), такие как куртизанка Дао». Но в современном Вьетнаме этот термин больше не употребляется.

Во времена династии поздних Ли с начала одиннадцатого века куртизанки пели только на религиозных и придворных церемониях, однако уже к пятнадцатому веку увлечение искусством качу охватило весь Северный Вьетнам и певицы стали обслуживать заказчиков и в частных домах. Их стали звать на банкеты, чтобы отметить рождение сына или удачную торговую сделку, одаривая бамбуковыми билетами чу. Именно с того времени для обозначения вьетнамских куртизанок в повседневный обиход и вошёл термин качу.

Поддержать ударом

Качу, как и многие другие древние высокоразвитые виды искусства, имеет много форм, но наиболее распространёнными являются представления с тремя участниками — куртизанка поёт лирические баллады с очень сложной мелодией, аккомпанируя себе на маленьком бамбуковом ударном инструменте, называемом фать. По левую руку от качу сидит музыкант, играющий на трехструнной лютне дандай, которая сохранилась до двадцать первого века только благодаря искусству качу. Третий участник представления — высокопоставленный гость, сидящий по правую руку от куртизанки (обычно это учёный или тонкий ценитель искусства). В ритм исполняемой качу перкуссии он ударяет по маленькому барабану чонгтяу и даёт исполнителям понять, нравится ему песня или нет — если гость доволен, то он продолжает поддерживать ритм ударами.

Песни качу — это очень сложные мелодекламации с особыми дыхательными техниками, что отличает искусство вьетнамских куртизанок от искусства представительниц других аналогичных профессий в Азии. Как и в древние времена, девочки до сих пор начинают обучение профессии примерно с десяти лет, сначала овладевая игре на барабане чонгтяу, затем — фать. После этого они учатся игре на струнном дандай, и лишь после достижения достаточного уровня будущая качу приступает к развитию вокала. Существует 56 мелодий качу, называемых тхэкать (thể cách). Великолепный пример вокального искусства качу мы можем увидеть в фильме «Метхао — было время» (Me Thao: there was a time/ Me thao — Thoi vang bong, 2002), в начале которого показано великолепное пение в жанре качу, а в конце — завораживающее шаманское горловое пение тяуван в исполнении куртизанки качу.

Жена-любовница

Учёные мужи, так же, как и высокопоставленные чиновники Вьетнама, сходили с ума от искусства качу, проводя в обществе этих молодых талантливых женщин много времени, которые, помимо пения, прекрасно разбирались в поэзии, а также могли развлечь танцем (танец мог сопровождать вокально-музыкальное выступление одной из куртизанок). Кроме того, качу ухаживали за клиентом, подавая ему напитки и еду, и поддерживая интересную беседу.

Предоставление сексуальных услуг не входило в обязанности вьетнамских куртизанок, в отличие, например, от их корейских коллег кисэн. Но многие известные певицы качу имели связи со своими покровителями — порой очень высокопоставленными людьми Вьетнама. В этом они были похожи на японских гейш, которые не могли спать с клиентами, но, тем не менее, могли иметь покровителя. Более того, многие качу были замужем, и обычно их мужьями были аккомпанировавшие им музыканты, но те, бывало, не были против романов своих популярных жён с важными заказчиками. Что же касается незамужних качу, состоявших в связи со своими покровителями, то во вьетнамском обществе вплоть до начала двадцатого века существовал институт многоженства, поэтому никого это не шокировало. Но с приходом коммунистов после Августовской Революции 1945 года вьетнамские куртизанки попали под удар пропаганды, которая объявила качу проститутками. В результате этого к 1976 году во Вьетнаме оставалось всего две качу — Нгуен Сюан Кхоат (Nguyễn Xuân Khoát) и Куать Тхи Хо (Quách Thị Hồ), которые поддерживали традицию и вокальное искусство вьетнамских куртизанок.

Всемирное наследие

«Политика обновления», начавшаяся во Вьетнаме в 1986 году под влиянием советской перестройки, возродила интерес к традиционной вьетнамской культуре, и коммунистическое правительство начало поддерживать искусство качу — таким образом к 2010 году в стране уже насчитывалось 140 исполнительниц качу. Их обучение происходит в зяо фыонг — «кружках качу» (giáo phướng), подобных гильдиям или цехам. Кружки также занимаются руководством и распределением работы от заказчиков среди качу, а также следят за соблюдением стандартов вокального и музыкального мастерства. Управляет гильдией господин или госпожа чум (trùm). В 2006 году был открыт первый после забвения профессии кружок качу «Тханглонг», основанный первой в новейшее время известной качу Фам Тхи Хюэ (вьетн. Phạm Thị Huệ). А спустя три года — в 2009 году, искусство качу было внесено в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, что позволит наслаждаться уникальным пением вьетнамских куртизанок не одному последующему поколению…

Мемуары… кисэн: корейские куртизанки — здесь.

Китайские гейши: шуюй, чансань, sing-song girls — тут
__________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *