Вероника Франко: биография и любовь с Марко

Посмотрев восхитительный фильм «Честная куртизанка», основанный на реальной истории знаменитой венецианской поэтессы Вероники Франко, многие из нас захотели узнать, кем же на самом деле была эта прославленная куртизанка, и была ли в ее реальной жизни любовь с Марко Веньером. Где правда, а где вымысел в фильме — попробуем выяснить, заглянув в настоящую биографию Вероники Франко.

Честная ли куртизанка?

портрет Вероники Франко, художник Тинторетто, ок.1575

Благочестивая куртизанка Вероника Франко, родившаяся в 1546 году, действительно жила в показанные в фильме времена — когда Венеция все ещё находилась в зените своего могущества и богатства. Но подобные Веронике куртизанки официально назывались тогда cortigiana onesta — что означало «благочестивые» или «достойные куртизанки», но никак не «честные». Впрочем, хоть адаптированное название картины и не точно, оно все же лучше отражает суть фильма.

Матерью Вероники Франко, как и в фильме, была довольно известная в своё время достойная куртизанка — Паола Фракасса. Отец девушки, Франческо Франко, был имевшим свой герб купцом, а вся ее семья входила в cittadini originari – профессиональную касту, составлявшую правительственную бюрократию и религиозные братства. Этим объясняется великолепное образование, полученное Вероникой, которая, к тому же, обучалась наравне со своими тремя братьями. Именно развитые таким образом таланты сделали девушку впоследствии cortigiana onesta — «чтимой куртизанкой», что означало ее принадлежность к элитной категории, ведь Веронике Франко не было и двадцати, когда ее включили в «Перечень всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции».

Любовь с Марко

портрет Вероники Франко (предположительно Тинторетто) и предполагаемый портрет Марко Веньера (художник неизвестен)

Любовная история с Марко Веньером — центральная в фильме, но, как оказалось, далеко не центральная в реальной жизни Вероники Франко — во-первых, к восемнадцати годам она уже недолго побывала замужем за доктором Паоло Паницца; во-вторых, в начале своей карьеры куртизанка долгое время была возлюбленной известного художника Тинторетто, который изображал красавицу на своих картинах. К тому же, судя по документам, от мужа Вероника уходила, будучи беременной, и всего у куртизанки было шестеро детей от разных мужчин (трое умерли ещё в младенчестве). Отцом одного из них стал венецианский патриций Андреа Трон, а другой был рождён от состоятельного купца Джакомо ди Бабалли.

Что же касается Марко, то в опубликованной Вероникой Франко в 1575 году книге «Terze rime», состоявшей из двадцати пяти стихотворных посланий, которыми обменивалась куртизанка и ее неизвестные возлюбленные, семь стихов подписаны именем Марко Веньера — поэтому, судя по всему, их действительно связывала любовь. В любом случае, родственник Марко, поэт Маффио Веньер, как и в фильме, ревниво высмеивал Веронику в своих памфлетах, называя ее «просто путаной» («Veronica, ver unica puttana»).

Острый язычок при деле

портрет Вероники Франко на опубликованном сборнике ее стихов, 1575

Литературные таланты и популярность Вероники Франко в фильме тоже оказались правдой. Благодаря своим знаниям литературы Древнего Рима, Греции и поэтическому таланту в 1570 году куртизанка обрела литературного покровителя — им стал Доменико Веньер, бывший венецианский сенатор и советчик многих женщин-литераторов, включая знаменитую римскую поэтессу Туллию д’Арагон и венецианскую Модерату Фонте. Веньер обеспечил талантливой куртизанке щедрое содержание, а также на зависть всем интеллектуалам Венеции подарил ей богатое собрание книг. С тех пор Вероника входила в самые престижные литературные собрания города, общалась с мыслителями, поэтами, художниками, политиками. Ее посещали видный венецианский писатель Бернардо Тассо и учёный, драматург эпохи Ренессанса Спероне Сперони.

Благодаря верным покровителям Вероника Франко публиковала сборники своих сонетов, порой весьма откровенных для той эпохи — она действительно была весьма остра на язык и славилась необузданной сексуальностью в стихах, чем шокировала «приличных дам». Хотя современные переводчики отмечают, что сонеты Вероники Франко не имеют литературной ценности и являются не более, чем «романтическим рифмоплетством», творчество куртизанки было беспрецедентным для той эпохи — например, главная тема ее сборника «Terze rime»  — взаимоотношения женщины и мужчины, отвергающие идеал женской покорности, целомудрия и утверждающее женское превосходство над мужчинами.

Вероника и Король

портрет Генриха III (художник неизвестен) и предполагаемый портрет Вероники Франко (Тициан)

Встреча Вероники Франко с королем Франции тоже оказалась не выдумкой. Только в реальности она была несколько иной — Генрих III Валуа, один из сыновей Екатерины Медичи, в июле 1574 года по пути из Польши домой навестил спальню знаменитой куртизанки в числе прочих достопримечательностей Венеции. А посоветовал ему эту «достопримечательность» находившийся в венецианском королевском эскорте аристократ Андреа Трон, отец сына Вероники.

После проведённой с монархом ночи куртизанка посылает ему свой портрет и два сонета собственного сочинения в традиционной для поэзии Ренессанса манере умаления своих достоинств и чрезмерного превознесения адресата — в стихах Вероника сравнивает короля с небожителем и называет его воплощением всех достоинств (хотя была известна страсть монарха к юношам-миньонам). Через шесть лет Вероника Франко опубликовала эти два посвящённых Генриху III сонета в своем сборнике «Lettere familiari a diversi» («Сочинения, написанные в юности»). Ниже приведён один из этих стихов:

С небес порою под простую кровлю,
Благой Юпитер к людям снизойдёт,
И смертным чтоб не сжечь глаза и брови,
Он облик человеческий возьмёт.
Вот так возник в моем алькове скромном,
Без царственного вида, приземлён,
Энрико, поднятый Фортуной к трону,
Славнейшему с начала всех времён.
Таил он сан – но сердце мое знало.
Его достоинств блеск предощутив,
Оно свою убогость проклинало.
И понял он, что я под власть подпала…
Мой образ на эмали получив,
Умчался прочь, довольный и усталый.

Суд идёт 

портрет дожа Венеции Альвизе I Мочениго

Такие, казалось бы, неправдоподобные повороты сюжета в фильме, как суд над куртизанкой и ее последующее оправдание тоже происходили на самом деле. Более того, известно, что на суде присутствовал даже венецианский дож того периода Альвизе Мочениго. А дело обстояло так: дом Вероники Франко был разграблен во время ее вынужденного отъезда из Венеции в период вспышки  там чумы в 1575 году. На плечи куртизанки легла забота не только о собственных трёх детях, но и осиротевших племянниках. Но в 1580 году Веронике Франко пришлось защищаться от обвинений инквизиции в ереси и колдовстве, якобы практиковавшихся в ее доме: «использование дьявольских инвокаций, запретные игры в её доме, наведение любовных чар на немецких купцов, поедание мяса по пятницам, пренебрежение посещением церкви и ложь относительно своего брачного статуса для того, чтобы носить украшения, запрещённые проституткам».

Обвинения были выдвинуты по навету наставника сына куртизанки — Ридольфо Ваннителли, и, скорее всего, спровоцированы поданной дожу Венеции жалобой Вероники о разграблении ее дома, где она упомянула, что сам наставник Ридольфо воровал из ее дома. Как бы там ни было, блестящая защита куртизанки, участие ее литературного покровителя Доменико Веньера и благосклонное отношение инквизитора спасли Веронику Франко от обвинений. К тому же, проникновенная и страстная речь куртизанки так поразила присутствующих, что разбирательство было прекращено уже после второго заседания — так же, как и в фильме.

Чем дело кончилось

В конце картины Вероника романтично уплывает со своим прекрасным возлюбленным на гондоле, и предполагается, что они были вместе до скончания века (куртизанка не могла быть женой, но все же…) Однако, в реальности все обстояло совсем иначе — несмотря на снятие с Вероники Франко всех обвинений в суде, ее репутация изрядно пострадала. С тех пор карьера куртизанки пошла на спад, особенно, когда в 1582 году умер ее верный покровитель Доменик Веньер.

Некоторые исследователи считают, что Вероника Франко умерла в бедности, т.к., согласно документам того времени, она поселилась вблизи церкви Сан-Самуэле — части города, где обитало много обездоленных проституток. Однако другие источники утверждают, что, хоть положение куртизанки и не было таким процветающим, как в юности, но все же она не бедствовала. Веронику Франко считают автором неподписанных документов в городской совет Венеции, где предлагалось создать дома для бедных женщин, управляющей которыми автор готова стать. Подобный дом действительно был основан некоей венецианкой, но неизвестно, была ли это Вероника Франко. Сохранилось одно из самых знаменитых писем куртизанки Lettere familiari a diversi №22, в котором Вероника дает совет одной женщине разрешить своей дочери стать куртизанкой вместо того, чтобы выдать ее замуж силой, и дает описание жизни куртизанок. Умерла Вероника Франко в возрасте 45 лет от горячки неизвестного происхождения.

Так закончилась история «честной куртизанки», которую, тем не менее, помнят и сегодня — через четыре с лишним столетия. А снятый на основе истории жизни Вероники Франко фильм — в целом, довольно достоверная картина…

Разврат и поэзия: знаменитые французские куртизанки — здесь.

Топ 10 фильмов-шедевров о куртизанках — тут.
_______________________
© apsara-journal.ru

Один комментарий к “Вероника Франко: биография и любовь с Марко”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *