Китайские гейши: шуюй, чансань, sing-song girls

Куртизанок Китая часто называют «китайскими гейшами», даже не подозревая, что они появились на двадцать три века раньше гейш в Японии. Да и как назывались китайские куртизанки, положившие начало культуре развлекательниц во всей Азии, многие тоже не слышали. Итак, что же означает шуюй и чансань, и после чего шанхайские sing-song girls стали знамениты на весь мир — вы узнаете на этой странице.

Как называть китайских куртизанок? 

Нюйкуй (女傀, nükui) — «развлекательница», или дословно, «женщина-куколка» — так называли китайских куртизанок в древности, когда они только появились для украшения досуга китайских князей. Во времена династии Хань при дворе императора таких девушек звали просто «исполнительницами» (謳者, ōuzhě, оучжэ), «поющими куртизанками» (歌妓, gējì, гэцзи) или «поющими красавицами» (歌姬, gējī). Китайские аристократы также именовали древних китайских куртизанок «才子佳人» caizijiaren, цайцзыцзяжэнь – «прекрасные талантливые личности», но какого-то определённого термина для «девушек из весенних домов» (青楼女, qīnglóunǚ, цинлоунюй) вплоть до середины девятнадцатого века не было.

Только с 1851 года благодаря известной куртизанке Чжу Сулань элитных «развлекательниц» стали называть шуюй (书寓 shuyu), что литературно переводится как «рассказчица». Это были высокообразованные девушки, развлекавшие своим искусством исполнения песен, игры на музыкальных инструментах, сочинением стихов и игравших в опере. Как и гейши, они были артистками и не предоставляли сексуальных услуг, однако именно по этой причине уже в конце девятнадцатого века они стали терять популярность у жаждущих «продолжения банкета» богатых заказчиков. Примерно в то же время появился термин чансань (长三 changsan, чансань) — так стали называть элитных куртизанок, которые, кроме увеселения, начали предоставлять сексуальные услуги.

Чансань — «длинная трёшка»

Китайских чансань (长三 chángsān, дословно — 长 «длинный», 三 «три»), пожалуй, можно сравнить с куртизанками таю в Японии — это были очень красивые девушки редкого таланта, которые развлекали богатых мужчин беседой, пением и танцами, имея одного или нескольких состоятельных покровителей. Сам термин чансань изначально произошел от того, что эти куртизанки брали оплату в три юаня за украшение досуга и компанию, и ещё три — за ночь с заказчиком. Романы чансань с их покровителями были довольно продолжительными, и они не были проститутками в прямом смысле этого слова, а, скорее, любовницами. По большей части, их клиентами были женатые мужчины, но все же куртизанки иногда выходили замуж за своих покровителей.

Яоэр (幺二 yao er, «один два») — низший класс чансань (сравнимы с японскими ойран), которые брали один юань за развлечение своим искусством, и два — за ночь с клиентом.

Sing-song girls

С появлением термина sing-song girls связана забавная история — в конце девятнадцатого-начале двадцатого века многие западные путешественники и осевшие в Шанхае европейцы уже различали китайских проституток и куртизанок, но понятия не имели, как называть последних. На своём диалекте шанхайцы называли куртизанок 先生 (xisheng). Произносилось это слово как «sing-song», и, так как девушки, в основном, пели, то иностранцы и стали называть их «sing-song girls» («поющие песни девушки»). Окончательно этот термин закрепился благодаря знаменитому произведению писателя Хань Банчин «Шанхайские цветы» (1892), который в английском переводе назывался «Sing-Song Girls of Shanghai». Именно после этого ставшего известным романа во всем англоязычном мире китайских куртизанок стали именовать sing-song girls.

Шанхайские цветы

В Шанхае sing-song girls стали уникальной частью культуры этого города, что, в свою очередь, повлияло и на культурное развитие остальных частей Китая. Разделение Шанхая на многочисленные концессии, управлявшиеся совершенно разными культурными группами, давало куртизанкам свободу самовыражения без общественного осуждения. Провокативная манера поведения sing-song girls в определенной степени подорвала традиционные устои консервативной культуры Китая — если раньше по конфуцианским нормам считалось, что вышедшая замуж женщина не должна больше никого впечатлять и обязана скрывать тело, то теперь китаянки все больше стали подражать незамужним и свободным sing-song girls, предпочитавшим соблазнительную модную одежду. Более того, именно куртизанки изменили форму традиционного китайского платья ципао, сделав его более облегающим, укоротив рукава и показывая всю красоту неприкрытых ног в провокационно высоких разрезах по бокам.

Sing-song girls стали законодательницами новой моды и стиля в Шанхае и по всему Китаю — часто их специально приглашали на приемы к высопоставленным лицам, чтобы узнать последние модные тенденции в прическах и одежде. Именно sing-song girls стали первыми китайскими «звёздами» и топ-моделями в современном понимании — многие из них были настоящими знаменитостями, а бизнесмены мечтали заполучить sing-song girls для рекламы своей продукции — лица и точеные фигурки именно шанхайских куртизанок красовались на первых милых рекламных постерах и открытках Шанхая двадцатых-тридцатых годов прошлого века, которые мы рассматриваем с ностальгией сегодня.

Последняя китайская куртизанка 

Изысканная культура шанхайских sing-song girls была уничтожена Великой Китайской Культурной Революцией, но в наши дни китайцы бережно стремятся восстановить утраченное наследие, посвящая искусству шанхайских куртизанок произведения литературы и кино. Sing-song girls посвящено сегодня немало потрясающих книг, самые впечатляющие из которых — роман известной даже на Западе китаянки Эми Тан «Долина изумления», повествующий о жизни шанхайских чайных домов накануне падения китайской империи, и книга знаменитой гонконгской писательницы Минмэй Ип (Mingmei Yip) «Последняя китайская куртизанка» (или «Павильон Цветущего Персика»), рассказывающая о последних днях существования элитных китайских развлекательниц.

За экранизацию трогательных историй sing-song girls берутся даже именитые китайские режиссеры — например, легендарный Чжан Имоу, снявший потрясающий фильм «Шанхайская триада» (1995) с великолепной Гун Ли в главной роли. Картина повествует о самой красивой певице Шанхая, в прошлом обычной сельской девушке, превращённой боссом шанхайской триады в капризную гордячку с развязной походкой и омертвевшей душой. Лишь вынужденное бегство от мнимых ценностей западного мира позволяет красавице оплакать ту невинную девочку, какой она была когда-то. Вместе с ней режиссёр оплакивает славное прошлое своей родины.

Шанхайский ночной клуб «Рай» — живущий своей жизнью организм, роскошный и грандиозный, словно магнит, он притягивает к себе, одурманивая своей беспечностью и богатством, и красной нитью проходит через судьбы всех персонажей другой сильной картины — «Кровные братья» (2007). Первое появление восхитительной sing-song girl Лулу на сцене — блистательное и нежное, как и ее песня. Через главную героиню в исполнении хрупкой китайской актрисы Шу Чи можно увидеть изменения характеров мужчин, что окружали ее: опасный убийца становился кротким, босс мафии — заботливым, и даже простой деревенский парень превращался в настоящего джентльмена. Точно так же — еле уловимо, шанхайские sing-song girls, будучи образцом новой женской сексуальности, расширили границы традиционной культуры Китая, оставив в ней изящный неизгладимый след…

Китайские куртизанки: древнейшее искусство (18+) — здесь.

О русских куртизанках и танцовщицах в Китае начала 20го века — тут
____________________________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *