Храмовая проституция: сакральное искусство

Храмовая проституция — особое явление, восходящее ко времени возникновения мира, и особо щекотливая тема в христианском мире с его понятием греха. Древние же этого понятия не знали, более того, не существовало даже слова «проститутка» с его теперешним уничижительным значением. Для связанных с самыми древними религиозными ритуалами «священных женщин», как их называли в древности, вступавших с каждым мужчиной в «священный брак», больше подходило слово жрица. Кем же на самом деле были эти жрицы любви, что означала сакральная проституция для древних, чем не угодила церковным патриархам, и как она повлияла даже на христианство — попробуем разобраться в этой статье.

«Кто не понимает, как возник огонь, тот сгорит в нем, ибо не знает корней огня» (восточная мудрость)

Скрытая история человечества

Мы знаем свою историю из так называемых исторических свидетельств, которые всегда были делом сомнительным, т.к. их передача и запись всегда зависела от социальных установок и личной точки зрения участников этих событий. Историю пишут, изменяют и замалчивают в зависимости от мировоззрения доминирующей цивилизации. Не стоит забывать и то, что речь идёт об огромных промежутках времени, и свою историю «достоверно» мы знаем от эры наступления патриархата и возникновения христианства, когда с античности культы поклонения Великой Матери повсеместно заменялись мужскими богами. Единственное напоминание о когда-то существовавших событиях — это удивительные археологические находки и барельефы уцелевших храмов, легенды и мифы, дошедшие до нас сквозь толщу времени, и то немногое, что просачивается к тонко настроенным людям сквозь плотную завесу между материальным и духовным мирами. Но даже многие научно настроенные современные исследователи полагают, что в основе линейной истории нашего материального мира лежит другая — история священных мистерий, скрытая история человечества.

Эпоха храмовой жрицы

Согласно древним текстам многих уголков мира, цикл эпох на Земле начался с Золотого века красоты, гармонии и благодати, когда и мужчины, и женщины осознавали свою изначальную божественную природу, живя в полном согласии со вселенским духом. Но со сменой веков от Золотого к Серебряному, а затем Бронзовому и Железному, человечество все дальше уходило от яркого света духа. Считается, что храмовые жрицы появились в эпоху Бронзового века как символы напоминания человеку о божественном. В ранних сельскохозяйственных цивилизациях начала этого периода ещё сохранилось поклонение Богине-Матери, когда лоно ещё воспринималось как первозданные врата творения. Именно к жрице и колдунье обращались люди для исцеления тела, души и духа.

Девушек, чьё поведение и склонности указывали на связь с божественным, брали в храм и посвящали в женские мистерии. В Древней Индии, например, как мы можем узнать из древнеиндийской «Камасутры» и «Законов Ману» (2-1 в.до н.э.), их обучали шестидесяти четырём священным искусствам, включавшим в себя религиозные ритуалы, танец, драматическое искусство, музыку, поэзию, ткачество, искусство украшения, массаж, искусство приготовления эликсиров из трав, целительские и прорицательские практики и тайные мистерии сексуального слияния. Этим искусством владели храмовые жрицы девадаси — они проводили ритуальные практики, позволявшие им осознавать Богиню внутри себя. Все их движения, жесты, танец являлись священнодействием. В результате этого обучения тела девадаси становились «священными сосудами», через которые протекала чистая сила и энергия Богини. Чувствительные к малейшим нюансам тонких вибраций, они умели мастерски воспринимать мощные энергии незримых ландшафтов и влиять на них.

В не затронутых «цивилизацией» общинах австралийских аборигенов до сих пор забота о поддержании психоэмоционального благополучия в общине возлагается на женщин — если они замечают нарушение равновесия, то решают, как его восстановить — например, вступить с каким-либо мужчиной племени в половую связь, чтобы исправить нарушение его энергетического поля. А греческие храмовые служительницы проводили практику «Извлечение войны из мужчины», когда через своё лоно они восстанавливали поврежденные в результате битв участки энергетики мужчины и в буквальном смысле восстанавливали его целостность.

Магические свойства женской вагины в разных уголках мира и на Руси — тут

В древности секс воспринимался как священнодействие, хранимое и передаваемое женщинами, что, например, мы можем увидеть в древних даосских текстах, где сексуальной наставницей императора были так называемые Белая, Желтая и Красная Девы. Такая же роль всегда отводилась женщине в индийской тантре и тантрическом буддизме. Физический союз между мужчиной и женщиной воспринимался как возможность ощутить божественное присутствие внутри себя. Вероятно, сексуальные комплексы и извращения нашего века связаны с тем, что люди Железного тёмного века забыли красоту Богини и важность Эроса в духовном развитии. А в прежние времена знание сексуальных таинств храмовыми жрицами было необходимо, чтобы выполнять одну из важнейших ролей — давать посвящение. Например, задачей девадаси было зажечь внутри мужчины духовный огонь и направить его в нужное русло по священному пути просветления, чтобы пробудить в мужчине истинный духовный потенциал.

Во всех концах света

Храмовые служительницы имели высокий статус в обществе, а, например, индийские девадаси вообще ставились вне кастовой системы. Древнеиндийский политический и экономический трактат Артхашастра с его подробным регулированием деятельности куртизанок не относил к ним девадаси, зато о них рассказывается в религиозном тексте Махабхараты. В древнем Шумере (часть современного Ирака) особый статус храмовых жриц был закреплён в Кодексе Хаммурапи (16 в. до н.э.), которые назывались в нем надиту, «сёстрами бога» или «посвященными женщинами». Это были особые женщины знатного, часто — царского происхождения, не включённые в патриархальную семью, и обладавшие беспрецендентной для того времени финансовой независимостью. Вдоль Тигра и Евфрата до сих пор обнаруживают храмы, где служили надиту, и в которых поклонялись богине плодородия Инанне. Самым крупным из них является древний 5000-летний храм в Уруке (библейский Эрех).

В «Обетованной Земле» Ханаана (современные Израиль, Сирия, Иордан и Ливан) храмовых служительниц богини любви, плодородия и сексуального экстаза Кудшу (Кетеш) называли кедешами — это слово означало «быть святым». При этом евреи четко разделяли обычных проституток зонах и священных кедеш. Если судить по Библии, это была весьма распространённая практика в Ханаане и на сопредельных землях. Женщина-кедеша упоминается в главе 38 книги Бытия, но на русский язык этот термин переведён как «блудница».

Несмотря на то, что в античном мире священная проституция распространилась с известного женскими культами Кипра, Древняя Греция прославилась тысячами храмовых служительниц Коринфа — именно там располагался главный храм, посвящённый богине Афродите. Жрицы храма всегда носили длинные волосы — и чем длиннее они были, тем лучше: существовало поверье, что энергия волос помогает не опустошаться при физической близости с мужчиной и восстанавливать себя. Также они никогда не носили платки, покрывала или что-нибудь ещё, что бы закрывало их волосы, в то время как все женщины носили платья, которые покрывали их с головы до самых ног. Этих храмовых служительниц называли греческим словом «иеродула», так же, как и жриц Венеры на Сицилии. Это античное время стало эпохой повсеместной смены женских культов поклонением мужским богам…

Недовольство патриархов

Очень плохую услугу храмовым служительницам Афродиты и Венеры, впрочем как и образованным независимым гетерам, оказал «Вольтер античности» Лукиан Самосатский, предавший осмеянию многие древние обычаи и выставивший Афродиту богиней разврата, а гетер — вульгарными блудницами. К сожалению, с его лёгкой руки это стало традицией, которой последовали и многие другие древние авторы. Подобное отношение постигло и священную проституцию ацтекских храмов Южной Америки, о которой с негодованием писал известный испанский конкистадор Диас дель Кастильо. До этого в ацтекском пантеоне имелось особое божество, покровительствавшее иеродулам. Борьбой с подобными «нечестивыми обрядами» испанцы оправдывали уничтожение местной культуры и обычаев. Французские колонизаторы таким же образом уничтожили самобытное искусство вьетнамских куртизанок качу и культуру Таити, запретив даже сакральные таитянские танцы.

Именем религии силы церковной власти подавляли, перенимали и искажали священные мистерии и древние знания прошлых веков, и в угоду новоявленному богу Яхве были объявлены блудницами священные кадеши Израиля. Ещё более тревожным результатом этой перемены стала европейская инквизиция начала 13 века, когда женщин лишили последних остатков самоуважения и силы. Немногие знают, что в Европе параллельно с христианством вплоть до 12 века сохранялось поклонение «Чёрной Мадонне» Кибеле и египетской Исиде, и ее храм находился даже в Париже. Поэтому одной из причин средневековой «охоты на ведьм» стало стремление отцов Церкви покончить с тайными мистериями. Священники чувствовали угрозу со стороны врожденной женской мудрости и могущества женщин, а потому для пробуждения в людях страха перед служительницами древних женских религий, объявили их служительницами дьявола.

Позднее с распространением христианства началась ожесточённая компания английских колониалистов против индийских храмовых танцев. Примкнувшие к ним индийцы, с одной стороны, стали великими реформаторами, а с другой — подавили все наиболее эротичные и сексуально свободные аспекты женской культуры, тем самым сделав индийское общество более сдержанным и консервативным. Так девадаси, почитавшиеся раньше как воплощение божества, стали считаться в Индии бесстыдными проститутками, а в 1988 году и вовсе были объявлены вне закона. Индийцы позабыли славное прошлое даже своих куртизанок-«невест города», хотя, согласно буддийским записям, одну из таких легендарных женщин Амрапали посещал даже Будда.

Помазание Христа 

Еще более интересная ситуация получается при ближайшем рассмотрении роли не менее легендарной Марии Магдалины в движении Христа. Новый Завет неохотно признает ее главную роль в этом движении, а гностические Евангелия открыто провозглашают и подтверждают ее. Здесь необходимо сделать отступление, напомнив, как создавался Новый Завет — многие христиане считают его трудом богодухновенным, однако с этим не позволяет согласиться один факт: только в 325 году был собран Никейский собор, чтобы решить, какие из многочисленных книг следует включить в сборник, которому предстояло стать Новым Заветом. При этом в него были включены лишь четыре книги и отвергнуто более пятидесяти (!), имевших такое же право считаться аутентичными. Все точки зрения, включённые в них, официально стали считаться ересью. Из всех найденных в пещере Наг-Хаммади гностических текстов было признано только Евангелие от Фомы — и то, только потому, что оно не противоречит общепринятой точке зрения. Все же остальные тексты были отброшены.

Итак, в гностических Евангелиях высочайший статус Марии Магдалины не ограничивается женским обществом — в этих текстах она признаётся буквально Апостолом Апостолов, второй только по отношению к Иисусу, стоящей по рангу выше любого его приверженца — мужчины или женщины. Именно она, как оказывается, стояла между Иисусом и всеми его учениками, именно она истолковывала для учеников его изречения. В этих текстах второй по рангу была Магдалина, а не Петр. Почему тогда отцами Церкви в качестве апостолов упоминаются только Петр, Лука, Иаков и т.д., но нигде Мария Магдалина? Интересно, что в апокрифических Евангелиях многократно утверждается, что Петр ненавидел и боялся Магдалину, хотя при жизни учителя он только слабо протестовал, жалуясь на ее слишком сильное влияние. В некоторых текстах рассказывается о горячих стычках между ними, а, согласно гностическому Евангелию «Pistis Maria», Мария говорит: «Петр заставляет меня колебаться в своей вере: я боюсь его, потому что он ненавидит всех женщин». В дальнейшем этот человек стал основателем христианской Церкви…

Но сейчас нас интересует, какую же роль сыграла Мария Магдалина в истории Христа. В Библии она упоминается очень отрывочно, так же, как и Иоанн Креститель, хотя в в гностических текстах оба были признаны как осуществившие главные ритуальные действия в жизни Иисуса через помазание — Иоанн Креститель водой при крещении, а Магдалина — мирром, совершая ритуал подготовки его к погребению. В Библии Магдалина внезапно появляется при распятии, что подразумевает ее близость к Иисусу, и она же первая (!), кому благовествуется Воскресение Христа — но почему о ней нет никаких упоминаний раньше? Возможно, потому что авторы Евангелий не могли не признать важной центральной роли Магдалины в истории Иисуса, вследствие чего полностью исключить из текста ее было невозможно, но более они не стали упоминать о ней вообще.

В Евангелии от Луки (7:36-50) ритуал омовения ног Иисуса, когда не названная по имени женщина, явно прервавшая застолье, умастила голову спасителя благовонным нардом и высушивает ее затем своими волосами, даётся очень туманно. Евангелие от Иоанна (12:1-8) признает, что это была Мария из Вифании, и подчеркивает, что именно она омывала потом ноги Иисуса — то есть косвенно подтверждается, что это была Мария Магдалина. У Марка и Матвея ее имени не называется, даётся иное место проведения ритуала, но оба признают, что он был проведён за два дня до последнего ужина Христа. Все выглядит так, что произошедшее в Вифании доставляло большое беспокойство авторам канонических Евангелий до такой степени, что они корректировали описание события, которое из-за важности не могли не включить в текст. Что же такого сделала Мария для Иисуса, что это не давало покоя составителям Евангелий и оскорбляло первых отцов Церкви?

Кем на самом деле была Магдалина?

Общая атмосфера неприятия Марии Магдалины в Библии отвлекает всех от истинного знания помазания Иисуса. Некоторые утверждают, что помазанием было крещение Иоанном, но в таком случае каждый из толпы, принявшей крещение в Иордане, имел бы право именоваться «помазанником» — Христом, однако это не так. Всплывает неприятный для Церкви факт, что лицом, давшим Иисусу имя Христа, была женщина. Кстати, сам Иисус замечает при помазании (Марк 14:9): «Истинно говорю вам, где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее, и о том, что она сделала». Интересно и то, что помазание предполагает наличие прав у того, кто проводит ритуал. Если помазание Иисуса было не имеющим последствий жестом, о нем не стали бы упоминать в Евангелиях. Но в них ученики негодуют на Марию, за то, что она использовала редкое и дорогое благовоние нард для помазания Иисуса, хотя его можно было продать для помощи бедным, на что Иисус отвечает, что бедные будут всегда, а он не всегда будет здесь (чтобы принять почести).

Мария из Вифании помазала Иисуса благовонием нард, который ассоциируется с погребальными ритуалами. Иисус сам заметил при помазании (Марк 14:8): «Она предварила помазать тело Мое к погребению». Несомненно, что этот ритуал имел глубочайшее значение — но какова была его точная цель? И почему в обществе того времени ритуал проводила женщина? Учитывая пол и репутацию (какой бы незаслуженной она ни была) производящей помазание, вряд ли можно назвать церемонию типичной для иудейской практики. Возможно, разгадка истинного смысла помазания таится в «документе Монтгомери», где Мириам из Вифании характеризуется как «жрица культа женщины». Если это правда, то становится понятным отчуждение других учеников Иисуса, которые могли считать ее мораль сомнительной.

Так была ли Мария Магдалина действительно языческой жрицей? В пользу этого говорит то, что, во-первых, она единственная упомянутая в Евангелиях женщина, в отношении которой не указана связь с мужчиной — она не обозначена как сестра, мать, дочь или жена. Она просто названа по имени Мария Магдалина. Знаменательно, что из всех персонажей Евангелий только два из них имеют такие имена: Иисус Назарянин и Иоанн Креститель, что само по себе говорит о многом. К тому же, на древнееврейском языке эпитет Магдала в буквальном значении переводится как «храмовая башня» или используется в качестве эпитета «возвышенный, великий, великолепный». Во-вторых, из текста Евангелий вырисовывается, что Магдалина была женщиной независимой и богатой — она и другие женщины «снабжали их (Иисуса и его группу) всем необходимым» — что показывает, что она поддерживала Христа немалыми финансовыми средствами, и очень напоминает независимый статус и состоятельность существовавших в то время посвящённых кедеш. В-третьих, Магдалина ходила с распущенными волосами, как все храмовые жрицы, что было не в обычаях еврейских женщин того времени.

И четвертое — у апостола Луки женщина, помазавшая Иисуса, охарактеризована как «женщина из города, которая была грешницей». В греческом оригинале употреблено слово «har-martolos», что означает человека, преступившего закон и поставившего себя вне закона, что не обязательно подразумевает проституцию, хотя упоминавшиеся немыслимые для порядочной женщины распущенные волосы подразумевают наличие какого-либо сексуального греха, по крайней мере, в глазах авторов Евангелия. В то же время, с Марией из Вифании было связано что-то предосудительное, но не связанное с проституцией на улице — редкое индийское благовоние нард, стоившее годовую сумму заработка занимавшегося сельским хозяйством человека, было абсолютно недоступно для уличной проститутки. Сам термин harmartolos в первоначальном значении применялся к человеку, не соблюдавшему еврейские законы, и не принимавшему участия в обязательных ритуалах — или в силу того, что он не мог этого сделать, или потому, что не был евреем вообще. Если Мария Магдалина не была еврейкой, то это вполне объясняет отношение авторов Евангелий к ней. При этом упоминание о распущенных волосах говорит о том, что совершенное Марией что-то предосудительное в глазах учеников Иисуса имело сексуальный характер…

«Священный брак»

Но если Мария Магдалина действительно была языческой жрицей, то почему она помазала Иисуса, и почему он позволил ей это сделать? Известно ли что-нибудь о подобных языческих ритуалах того времени? Действительно, он поразительно напоминает схожий языческий ритуал — помазание священного царя. В основу ритуала положено представление о том, что истинный царь или высший священник может получить божественную власть через благословение высшей жрицы: традиционно это происходит в форме hieros gamos или священного брака: царь-жрец соединяется с царицей-жрицей. Через сексуальный союз с ней он становится признанным царем. Без неё он ничто. Современному человеку, не имеющему представления о священной сексуальности, сложно понять концепцию hieros gamos — это не просто секс или эротика — в священном браке мужчина и женщина действительно становятся богами. Сама высшая жрица становится богиней, которая затем дарует высшее благословение на возрождение мужчине, который становится воплощением Бога.

Ритуал hieros gamos представляет собой высшее выражение того, что получило название «храмовая проституция», когда мужчина посещал жрицу для того, чтобы обрести gnosis — знание — лично испытать божественное через акт любви. В Древней Греции, как мы упоминали, таких жриц называли иеродулами (hierodule), что переводится как «священная служанка» (сравните в индийским девадаси — «служительница бога»), а слово «проститутка» со всеми его уничижительными значениями является изобретением викторианской эпохи. Более того, эта храмовая служительница в отличие от проститутки, полностью контролирует и ситуацию, и мужчину, который посещает ее, и оба они получают благо в виде физического, духовного и магического познания. Тело жрицы становится и буквально, и метафорически вратами, ведущими к Богу, что почти невозможно представить себе современным западным любовникам.

Возможно, так туманно описанное в Новом Завете «помазание» Христа было именно таким сексуальным ритуалом. При этом невозможно не заметить его сходство со всеми существовавшими в то время от Египта до Средиземноморья и Среднего Востока древними ритуалами, в которых жрицу подготавливали к приему мужчины, который должен был символизировать царя или бога-спасителя. Все школы таинств Осириса, Таммуза, Диониса, Аттиса и т.д. имели ритуал, в котором принимал участие воплощавший их мужчина, когда «Бога» помазывала перед действительной или символической смертью жрица, что должно было сделать землю плодородной ещё раз. Традиционно спустя три дня благодаря магическому вмешательству жрицы-богини он возрождался снова. В мистериях богиня говорит: «Они удалили моего Господина, и я не знаю, где найти его», — почти полное повторение этой фразы в саду тексты приписывают Марии Магдалине.

Песнь Песней

Ключ к пониманию действительного значения помазания Иисуса можно найти в книге Песни Песней Ветхого Завета (1:11-12), где «Возлюбленная» говорит: «Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние мое». Многие исследователи считают, что Песня Песней была ритуальной во время церемонии священного брака, указывая на ее подобие многим ритуальным текстам Египта. Строчки, идентичные строкам Песни Песней, имеются в литургических песнопениях культа египетской богини Исиды, Сестры-Невесты расчлененного Осириса. Поэтому, если помазание Иисуса было языческим ритуалом, а Мария Магдалина — языческой жрицей, то именно в этой ее фигуре сексуального инициатора скрывается причина волнения отцов Церкви, не желавших, чтобы их паства знала истинную роль Марии в жизни Иисуса. Если это так, то мы получаем альтернативный сценарий, действительно лишающий спокойствия.

Интересно, что такое развитие событий проливает свет и на великую ревниво оберегаемую эротическую тайну западных оккультных учений — священная сексуальность, заложенная в основу Великой Работы алхимиков, представляет собой прямое продолжение древнего учения, в котором сексуальный ритуал дарует духовное просветление и даже физическое перерождение. Именно после этого высшего опыта бог-жрец изменяется настолько, что его уже невозможно узнать, и, после этой символической смерти, «возрождается» к новой жизни.

Священная сексуальность — анафема христианской Церкви — находит своё выражение и в концепции священного брака и «священной проституции» древних восточных учений Дао и Тантры. Интересно, что стихи из Песни Песней похожи на тантрические гимны в честь Богини, а что касается Дао — то здесь привлекает внимание символ Магдалины в искусстве — кувшинчик со священным маслом: роль Марии Магдалины как жрицы можно сравнить с верованиями о богине Иштар, помазывающей своего супруга Таммуза перед его подготовкой ухода в подземный мир, из которого он возвращается по ее приказу. Это был ритуал пересечения, после которого мужчина возвращается преображенным. Именно в этом смысле Иисус сказал, что Мария помазала его для погребения. Только женщина может исполнить этот ритуал от имени богини — и вот почему ни один мужчина не пошел к гробнице, только Мария Магдалина и ее женщины, получив, согласно Библии, «благую весть о воскресении». При этом кувшинчик со священным маслом Магдалины очень схож с внешним знаком внутреннего крещения, которое проходят  последователи учения Дао (даосский тигель). Имеется и ещё кое-что очень важное, связанное с кувшинчиком с маслом — как мы видели, Евангелия говорят нам, что это был нард — благовоние очень высокой стоимости. Цена его определялась тем, что его надо было привезти из далекой Индии, родины древнего сексуального искусства Тантра. Согласно тантрическому учению, разные благовония и масла предназначены для разных частей тела: а нардом смазывали волосы и ноги

При этом гностические Евангелия приводят список из пяти ритуалов священнодействия или посвящения, удивительно сходных с тантрическим ритуалом панчамакары, куда включается ритуальное соединение мужчины и женщины под названием майтхуна. В Евангелиях же ритуал «помазания» ставится даже выше крещения. Понимая собранное из кусочков настоящее значение ритуала «священной проституции», осуществлённого Марией Магдалиной, становится понятно, почему Никейский собор отверг огромную часть гностических Евангелий — поступили патриархи так из чувства самосохранения. Тем более, что в отвергнутых цензурой текстах Иисус присвоил Магдалине титул «Апостола Апостолов», «Драгоценной Возлюбленной» и «Женщины, которая знает все».

Вернуть свои знания 

Женщины благодаря практикам обнаруживают в себе сегодня взгляд на историю, которую не преподают в школах и университетах — на историю, духовность и силу женского начала. Они понимают, насколько далёк современный образ «храмовой проститутки» от возведённой в ранг искусства сакральной сексуальности. Они осознают своё тело как «священный сосуд» или древнюю книгу с запечатанными в нем древними знаниями о себе и мире. Они испытывают благоговение перед мощью устройства женского тела, осознавая его как совершенный «атомный механизм», к которому, увы, не прилагается инструкций при рождении.

Интересно, что многие мистические учения мира гласят о Зове Света, которое звучит в каждом человеке как тяга освободиться от боли и тоски и обрести красоту, покой и внутреннее умиротворение. Как только человек внутренне открывается для этого зова, его глаза обращаются внутрь — и завеса приоткрывается. Из этого внутреннего знания приходят нужные подсказки и ответы. Задача смелых женщин — отправиться вглубь своего существа и заново открыть в себе изначальную силу и свет, восстановить свои знания и искусство. А для этого нужно отбросить навязанные стереотипы, честно взглянуть в себя и выяснить — кто же мы на самом деле…

Камасутра: история любви, или как европейцы в сексе духовность убили (18+) — здесь.

Непорочная дева, или как был искажен текст Библии — тут
___________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *