Русские куртизанки: история русской души

Как института куртизанок в России никогда и не было, однако русские развлекательницы существовали на всей протяжении ее истории, меняя лишь обличья и названия. Навряд ли русские куртизанки делились с мужчинами глубокими философскими умозаключениями, как греческие гетеры, они не посвящали в эзотерические тайны, как жрицы восточных храмов, и не развлекали утончённым искусством, как японские гейши. Зато они щедро одаривали безудержным весельем, источником которого были сами, и неуемной жаждой жить! А тоска по чему-то несбыточному — во все времена они хорошо умели прятать ее глубоко внутри…

Купцы и девки

«Дочка-красавица на зорьке пришла — полный подол серебра принесла», — кто не слышал слова этой знаменитой песни на стихи Ивана Никитина «Ехал из ярмарки ухарь-купец» 1858 года. И правда, купцы на Руси издревле славились своей щедростью и разгулом после получения богатого барыша на крупных ярмарках. Так, например, первая знаменитая ярмарка на уральском Ирбите — главным месте встречи русских и азиатских купцов, прошла ещё в 1643 году. На время ее проведения, когда велись торги крупных партий пушнины, тканей и зерна, население Ирбита увеличивалось в сто раз. Отмечать удачные сделки щедрые купцы отправлялись в трактиры местных постоялых дворов — ну а какое веселье без присутствия хорошеньких местных девушек! Те могли прекрасно сплясать и поддержать веселое застолье песнями, и, конечно, продолжить вечер уже в комнате щедрого гостя.

Даже арабский путешественник десятого века ибн Фадлан, побывавший в Восточной Европе, в своих зарисовках обычаев и нравах русов описывал гуляния наших купцов: «Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли, и строят на берегу большие дома из дерева, и собирается их в одном таком доме десять или двадцать, и с ними девушки — восторг для купцов». Примечательно, что русские купцы могли не просто «гульнуть» с такими девицами-«куртизанками», но и честно на них жениться. Крестьянское происхождение красавицы не имело в таком случае никакого значения — например, в конце тринадцатого века в Томске и Тюмени внутрисословных браков среди купцов было всего около 15 % — жены остальных купцов были, в основном, из крестьян и мещан. Чаще жениться на девушках «своего круга» купцы стали только в первой половине девятнадцатого века, когда в России уже сформировались крупные купеческие династии.

Гусары и артистки

Образ лихих гусар Российской империи с их «духом гусарской удали и кутежа» с семнадцатого века стал частью культурного кода России — культуры сдержанной, время от времени позволяющей себе отдушины буйства. Слово «гусарство» стало синонимом бесшабашности и авантюрных любовных приключений. Отсюда же пошёл глагол «гусарить», что означает «кутить» и «лихачить». Хрестоматийным стал образ гусар-кутил поколения войны с Наполеоном 1812 года в том числе благодаря активной литературной деятельности поэта-гусара Дениса Давыдова и воспевавших его друзей-штатских — поэтов пушкинской поры.

Из исторических источников того времени мы узнаем о любовных «подвигах» гусар и их особой слабости к артисткам — русским куртизанкам той поры. Так, 5 апреля 1812 года в основанный ещё Иваном Грозным небольшой город Двинск вошёл числящийся в армейском резерве четвёртый маршевый эскадрон из ста гусар. В это время в город на гастроли прибыл провинциальный театр, и в течение двух месяцев их гастролей первый ряд зрительного зала всегда был занят гусарами, после чего все артистки труппы ежедневно уезжали ужинать с ними в собрание. Что там происходило, мы прекрасно знаем из произведений классиков, а один из участников событий в Двинске, гусар Винницкий, под впечатлением от отдыха с актрисами так закончил сочиненную им пародию на популярную песенку «Оружием на солнце сверкая»:

И часто при свете ракеты
В молчании окопных кулис
Вспоминали лихие корнеты
Далеких и милых актрис…

Бассейн шампанского

По артисткам сходили с ума не только лихие холостые гусары, но и добропорядочные отцы приличных семейств — состоятельные купцы. В начале двадцатого века по Ростову ходили упорные слухи о коммерческом клубе, тайный ход из которого вёл на другую сторону Большой Садовой в театр-варьете «Марс». Как утверждала народная молва, так без ущерба для своей репутации солидные мужчины могли попадать прямиком к прекрасным танцовщицам — «француженкам из Бордо» и «немкам из Риги». Хотя, на самом деле, большинство из этих прелестных юных особ были уроженками Малороссии — нынешней Украины. Большинство из этих куртизанок становились довольно дорогими содержанками — моде на это поспособствовал Дюма своей книгой «Дама с камелиями» и мода на все французское, пришедшая в провинции из столичного Петербурга. «Встают они поздно, — с явным осуждением писал в 1868 г. анонимный автор «Очерка проституции в Петербурге», — катаются по Невскому в каретах и выставляют себя напоказ во французском театре».

Что же касается провинциального Ростова, то от многих ростовских краеведов до сих пор можно услышать историю о ресторане гостиницы «Астория», которая располагалась рядом со Старым базаром, где купцы обмывали выгодные сделки. Рядом с рестораном находился модный мраморный бассейн. Во дворик часто выходили посетители, желающие освежиться и отдохнуть от музыки и бурного застолья. В один из вечеров ростовские купцы, отмечавшие многомиллионную сделку, «для пущего веселья», как выражались в то время, пригласили девушек из варьете. Одному купцу понравилась хорошенькая танцовщица. Она была разгорячена танцами и купец угостил ее шампанским. Девица осушила бокал до дна и громко произнесла: «Душе жарко!» Тогда купец закричал в ответ: «Еще шампанского! Утолить, умыть, искупать!» На вопрос официанта «Куда наливать шампанское?» купец ответил: «В бассейн! За все плачу!» И вскоре обнаженная прима варьете уже игриво плескалась в наполненном шампанским бассейне. После этого случая у богатых ростовчан особым шиком считалось купать девушек в шампанском.

Великолепный пример танца хорошенькой артистки цирка для состоятельных купцов в ресторане мы видим в фильме «Впотьмах» (части сериала «Куприн») в исполнении прелестной Елизаветы Боярской — да такой, что сходящий по ней с ума по ней купец желает жениться!

Барышни литературных салонов

Конечно же, все помнят замечательный фильм «Жестокий романс» с трогательной Ларисой Гузеевой, где ее возвышенная и изящная героиня принимает на дому собранных ее матерью состоятельных поклонников и развлекает их трогающими душу романсами и прелестными танцами. Предприимчивая мать девушки с успехом выуживает у очарованных барышней гостей — богатых купцов и банкиров, крупные банкноты «на платья и подарки». Конечно, даже получая предложение о приличном содержании, героиня фильма жаждет вовсе не денег, а любви, но в этой картине мы видим яркий пример домашнего литературного салона, в которых своих поклонников принимали русские куртизанки того времени.

Однако не все из них были наивными девушками — часто эти вращающиеся среди богемы поклонницы искусства жаждали не только любви, но и свободы, признания себя как личности, и ярко выражали свою индивидуальность. Одной из них была талантливая московская писательница Нина Петровская, сыгравшая заметную роль в русской богемной жизни начала двадцатого века. Девушка была хозяйкой литературного салона, и в разное время — музой знаменитых К. Бальмонта, А. Белого и В. Брюсова. К «ангелу» Белому ее ревновали все барышни литературных салонов, а Брюсов стал ее «демоном», увековечив образ девушки в своём романе «Огненный ангел», в котором решил героиню убить. Увы, в итоге Петровская не нашла ни любви, ни денег, умерев в полной нищете в Париже.

Балерина императора

Русские куртизанки покоряли не только купцов и дворян, но и самых выдающихся мужчин Российской Империи, вращаясь в самом высшем свете. Таковой, например, была придворная дама Екатерины II, графиня Прасковья Брюс, среди поклонников которой были граф Орлов, фаворит самой императрицы И. Римский-Корсаков и отпрыск одного из знатнейших дворянских родов Богемии (Чехии) князь Лобковиц. Джакомо Казанова так писал о куртизанке в своих воспоминаниях: «Веселость и любезность князя Лобковица оживляли любое общество. Он ухаживал за графиней Брюс, признанной красавицей, и никто не почитал его несчастливым в любви… В ту пору г-н Маруцци, греческий купец, что имел в Венеции торговый дом, приехал в Петербург, был представлен ко двору и, как человек приятный, стал вхож в лучшие дома. Императрица отличала его, ибо остановила на нём выбор, желая сделать его доверенным лицом в Венеции. Он ухаживал за графиней Брюс, но соперники нимало его не опасались — богач, он денег швырять не умел, а россиянки скупость почитают за великий грех и никому его не прощают…»

Другой роковой женщиной Петербурга стала стала легендарная танцовщица петербургского Большого театра Авдотья Истомина. Благодаря своему таланту и красоте она всегда была окружена толпой поклонников и стала причиной нескольких дуэлей, одна из которых закончилась трагически. Но самой знаменитой своими любовными романами стала наполовину польского происхождения российская артистка балета Матильда Кшесинская — в числе ее любовников были члены Российского императорского дома Николай Второй, а затем и великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. За последнего она вышла замуж, получив сначала титул княгини Красинской, а затем — Светлейшей княгини Романовской-Красинской уже в эмиграции. Когда-то блиставших в высшем свете, прекрасных образованных русских куртизанок разбросала по всему миру грянувшая в России революция — одни удачно выходили замуж, другие были вынуждены становиться в моделями в Париже, продавщицами цветов в Стамбуле, гувернантками в Берлине, танцовщицами, или даже обычными проститутками в Шанхае…

«Белая графиня»: о русских куртизанках и танцовщицах в Китае начала XX века» — здесь.

Манька-облигация

Объявленное после Февральской революции равенство полов и декреты «об отмене частного владения женщинами» 1917 года привели к полной сексуальной свободе, по сравнению с которой сексуальная революция шестидесятых стала лишь бледным отсветом того пожара, что разгорелся на просторах весьма пуританской до той поры Российской империи. С большой натяжкой куртизанками можно назвать посещающих рестораны дамочек, поддерживающих веселое застолье захмелевших мужчин при деньгах, требовавших затем более интимного «продолжения банкета». С началом НЭПа такое «куртизанство», а попросту говоря, проституция, открыто практиковалась представительницами всех слоёв общества.

В первые годы советской власти, в период военного коммунизма проститутку стала заменять «знакомая» — были отменены даже все дореволюционные нормы, регламентирующие проституцию. Однако уже к середине двадцатых годов правительство столкнулось с проблемой резкого увеличения венерических заболеваний, и с 1929 года началось масштабное преследование проституции, а началом Большого Террора конца тридцатых проституток стали приговаривать к лишению свободы уже как «классовых врагов».

После 1927 года об отечественной проституции в прессе ничего не упоминалось, т.к. этот «пережиток буржуазного прошлого» считался ликвидированным в «стране победившего социализма», что, конечно же, было не так — в период с 1955 по 1985 год даже в контексте декларации несовместимости проституции с социалистическим образом жизни режим так и не решился на уголовно-правовой запрет проституции, хотя для преследования проституток практиковалось административно-правовое регулирование. Один из ярких образов ресторанной «куртизанки» послевоенных лет Маньки-облигации мы видим в фильме «Место встречи изменить нельзя».

Советкая секс-шпионка

Вышедший на экраны в 2013 году сериал «Разведчицы» великолепно рассказал о девушках с криминальным прошлым, имевших единственный шанс «искупить свою вину перед Родиной» — стать опытными разведчицами под прикрытием соблазнительных «куртизанящих дам», проводящих спецоперации во время Второй Мировой Войны.

Однако многие из этих девушек занимались «служению Родине» по велению сердца, и эта патриотическая «куртизанская традиция» зародилась ещё до Революции, когда выпускница Смольного института Доротея Ливен, фрейлина супруги Павла I Марии Федоровны и жена российского посла в Пруссии и Британии открыла в Париже светский салон, в котором вели откровенные разговоры политики и дипломаты. Классической красотой она не обладала, зато была неотразимо обаятельна. После смерти мужа Доротея последовательно находилась в романтических отношениях с тремя крупнейшими государственными деятелями Европы — австрийским канцлером Клеменсом Меттернихом, главой «Форин офис» Джорджем Каннингом и французским премьером Франсуа Гизо. Ценнейшего агента лично «вел» Александр I, давая задания и анализируя полученные от нее шифровки.

Уже в тридцатых годах работала на ОГПУ исполнительница русских романсов и актриса немого кино Надежда Плевицкая, пользовавшаяся огромной популярностью в эмиграции. Самая известная операция с ее участием — похищение в Париже главы Российского общевоинского союза, бывшего главы белого правительства в Архангельске. Другая советская разведчица Маргарита Коненкова провела в США с 1924 по 1945 год, где стала подругой Эйнштейна. Пользуясь его расположением, она завела приятельские отношения с Робертом Оппенгеймером и другими создателями атомной бомбы. Среди ее знакомых была даже первая леди США Элеонора Рузвельт. При этом ФБР так и не удалось разоблачить разведчицу.

Уже в перестройку стало известно, что использование спецорганами красоты и ума прекрасной половины человечества происходило и на территории СССР — с конца шестидесятых-семидесятых чекисты с Лубянки опекали женщин лёгкого поведения, под «крышей» Комитета Госбезопасности работавших с дипломатами, иностранными бизнесменами и представителями торгпредств.

Интердевочка

«Девочки любили иностранцев», — пишет Высоцкий в своём «Романе о девочках», и это действительно было так — новое поколение советских девушек конца восьмидесятых, устав от тяжёлого быта своих матерей и грубости отцов, загорелось подсмотренной в «забугорных» фильмах мечтой о «сладкой жизни». Всего через несколько лет рухнул Железный занавес, и для «захотевшей перемен» души открылась новая реальность — в страну поехали иностранные принцы…

Одним из самых заметных событий перестроечной жизни СССР стала публикация в 1988 году повести Владимира Кунина «Интердевочка», основанная на исследовании писателем «ночной жизни» одной из ленинградских гостиниц. Через год режиссёром Пётром Тодоровским по этой книге был снят вызвавший огромный резонанс одноименный фильм. Благодаря ему в русский язык прочно вошёл неологизм «интердевочка». В места обитания интуристов — гостиницы Москвы, Ленинграда, Ялты и других «хлебных» городов, хлынул поток жаждавших любви и денег «новых русских куртизанок». Многим из них везло — и очарованные русской красотой заморские принцы увозили их с собой.

Турция начала девяностых удивилась не только нашим челнокам с огромными клетчатыми сумками, но и приехавшим на заработки первым ангелоподобным русским танцовщицам. Поначалу состоятельные турецкие мужчины покупали «русским богиням» квартиры и машины, но уже через несколько лет «раскусили» наших «наташ» — оказалось, что те себя ценят недорого, и покупать их любовь можно за гораздо меньшую цену. К началу двухтысячных Чехия, Польша, Германия уже непонаслышке знали о русских и украинских проститутках. Даже в знаменитом квартале красных фонарей Астердама последние уже успели отвоевать себе место — там их легко узнать по грусти в красивых глазах.

Светская львица

Иностранцы не перестали сходить по русской красоте и сегодня — они не против, если у барной стойки московского ночного клуба их охмурит какая-нибудь красотка. За ночь любви они готовы щедро заплатить, но, попавшись на удочку хорошо отрежиссированной речи о том, что она — «честная девушка», и «это была лучшая ночь в ее жизни», наивно берут «актрису» на содержание. Многие современные русские куртизанки — опытные охотницы на олигархов на закрытых вечеринках для избранных, и, благодаря своему уму, красоте и смекалке они добиваются действительно многого.

Эти девушки удивительно красивы, всесторонне образованны, зачастую говорят на нескольких языках, чертовски хороши в постели, владеют искусством дао и мастерски исполняют танец живота. Но никак не могут вспомнить — по чему же «несбыточному» так тоскует их душа…

Куртизанка: женщина-мечта или комплекс проститутки? — здесь.
___________________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *