Мужчины-гейши: последний самурай

Когда говорят о символах традиционного японского искусства, подразумевают чайную церемонию, икэбану, кимоно, театр Кабуки и искусство гейш. Но есть еще одна, скрытая часть японской культуры, которую представляют мужчины-гейши. Более того, именно они стали первыми гейшами в Японии, которых впоследствии потеснили женщины. Почему же это произошло, и чем отличаются от традиционных гейш развлекатели-мужчины, искусство которых чудом сохранилось до наших дней?

Тот, кто носит барабан


Традиция мужчин-гейш зародилась в Японии еще в двенадцатом веке, правда, тогда они назывались хоканы, а чуть позже — тайкомоти. В то время в результате изменения политического устройства в стране Восходящего Солнца появился класс воинов-самураев. Тогда же возникло быстро распространившееся в некоторых кругах самураев учение буддийской секты Дзи, которое призывало достигать просветления посредством танца. Эти два явления оказали огромное влияние на развитие всей дальнейшей японской культуры и искусства.

Самурай буддийской секты, находившийся при господине, служил ему советником и развлекал шутками. Также он хорошо разбирался в чайной церемонии и был хорошим рассказчиком. Таких затейников и называли хоканами. Наверное, хокана можно сравнить с шутом средневековой Европы, находившимся при королевском дворе. Название «хокан» состоит из двух слогов – «хо» и «кан». Первый иероглиф означает «помогать», второй — «находиться среди людей», общее значение которых — «помогать в человеческих отношениях», подчеркивая важность хокана в налаживании взаимоотношений своего покровителя. В то же время, в эпоху Воюющих Провинций (вторая половина 15-начало 17 века) хоканы помогали господину в выработке военных стратегий и бок-о-бок сражались с ним в междуусобных войнах. Почитавших своего господина и служивших ему в юмористической манере хоканов также называли добосю — «товарищи».

С начала семнадцатого века, когда в Японии восстановилась политическая стабильность, пал сёгунат, и политическое влияние от самурайского сословия перешло к купеческому, потребность в услугах хоканов постепенно отпала. Из советников они переквалифицировались только в увеселителей. Многие из лишившихся источника пропитания самураев стали развлекать зажиточных горожан и их гостей в чайных домах. Они обладали хорошими манерами, были хорошо образованы, разбирались в искусстве — так появились тайкомоти. Это название дословно переводится как «тот, кто носит барабан». Однако это не означает, что тайкомоти играли на барабанах — происхождение слова связано со схожим звучанием разных по смыслу иероглифов в японском языке и первоначально переводилось как «тот, кто хвалит кого-то». Тайкомоти проводили чайные церемонии, рассказывали гостям анекдоты и эротические истории, давали советы в стратегии бизнеса.

Но однажды на вечере появилась первая женщина-гейша и произвела фурор. Присутствие женщин создавало особую атмосферу в мужском обществе — именно это и решило дальнейшую судьбу «товарищей»: женщины стали вытеснять тайкомоти из этого бизнеса, и роль последних опять изменилась – они стали помогать гейшам на вечерах. С конца восемнадцатого века количество гейш в более чем три раза превышало количество тайкомоти. Но именно с тех пор хоканов стали называть более уважительно – otoko-geisha, что означает «мужчина-гейша», или «человек искусства».

А как же Кабуки?

Некоторые считают, что к тайкомоти можно отнести и актеров театра Кабуки, так как они тоже развлекали состоятельных господ, давая представления. Однако они имеют весьма сомнительное отношение к культуре тайкомоти. Изначально Кабуки был основан женщиной, бывшей храмовой танцовщицей, но так как в то время этот театр представлял собой грубые и неприличные постановки, а многие актрисы были легкодоступны, женщинам запретили танцевать на сцене. Их сменили юноши, но они продолжали вести не менее развратный образ жизни, продавая тело за деньги. Для традиционных же гейш, как мужчин, так и женщин, это было запрещено законом.

Впоследствии актерами Кабуки становились только взрослые мужчины, но неблагообразное прошлое театра продолжало играть не лучшую роль в его репутации. К тому же, несмотря на тонкий смысл представлений Кабуки, появившийся позже, актеры не могли представлять ту древнюю традицию хоканов, которая зародилась еще с двенадцатого-тринадцатого веков в период служения самурая своему господину. Потом, сам театр Кабуки появился только в семнадцатом веке.

Философская эротика

Так чем же занимается тайкомоти на банкетах? Пожалуй, его можно сравнить с тамадой. Мужчина–гейша очень похож на мастера чайных церемоний на вечеринках высшего света. Также он пародирует известных актеров, выступает в разговорном жанре, проводит игры, смешно танцует и поет. «Я учился танцевать на шахматной доске, чтобы не поднять и пылинки в комнате, на полу которой расставлена еда», — говорит Тамасуки, самый старый на сегодняшний день тайкомоти в Японии, карьере которого уже 53 года. «Мы привыкли сопровождать наших клиентов даже в туалет, играя на барабане, чтобы он вдруг не почувствовал себя там одиноко».

Одна из особенностей искусства тайкомоти – рассказывание эротических историй. Почему именно эротических? Дело в особенностях культуры древней Японии, которая до недавнего времени была преимущественно сельскохозяйственной страной, а потеря урожая означала голод для общины в течение зимы. Для японцев растительный мир начинал давать плоды в результате соединения мужского и женского начал. Это был наиболее важный и красивый акт, к тому же обеспечивающий всю общину пищей. Именно отсюда идет традиция эротических рассказов. Одна из философских идей буддизма — ценить ускользающую красоту жизни и природы, выражая это в искусстве. Мастерство хокана основывается на этих идеях японской культуры, которые развивались не одно столетие. Тайкомоти преподносят гостям эротику изысканно и философски, заставляя забыть об обыденной работе и задуматься о вечном. К этому же эффекту стремится и женщина-гейша.

Но в чем же тогда отличие тайкомоти от женщин-гейш? Хокан развлекает гостей историями и пародиями, гейша – танцует традиционные японские танцы и поет. Если затейник обеспечивает веселую и непринужденную атмосферу на банкете, то гейша служит ее украшением.

На закате страны Восходящего Солнца

В 1861 году, когда в России было отменено крепостное право, а в Соединенных Штатах Америки началась Гражданская война между Севером и Югом, тайкомоти переживали расцвет своего искусства. Их представления пользовались огромным спросом среди состоятельных граждан быстро развивавшегося в тот период города Эдо, как называлась современная японская столица Токио. Пик популярности искусства хоканов пришелся на период Реставрации Мэйдзи (1867-1912), когда Япония открылась для западных стран. Число тайкомоти в тот период составляло около пятисот или шестисот человек.

Однако тот период бурного расцвета японских затейников длился недолго… С 1945 года, когда Япония проиграла во Второй Мировой Войне, их культура стала непонятна прибывшим американским солдатам, которые предпочитали общество женщин. К тому же стало угасать и традиционное понимание гейш — победители довольствовались любыми девушками в национальной одежде, и мало интересовались их искусством рассказчиц, певиц или танцовщиц. Количество тайкомоти стало резко уменьшаться, а в наше время в Японии их осталось всего пять: четыре в Токио, и один в Киото, древней столице Страны Восходящего Солнца.

Новые надежды

В начале 21 века в Японии появилась новая мода – обитающие в специальных ночных клубах юноши, стилизованные под тайкомоти, помогают скрасить досуг состоятельным бизнес-леди. Но они имеют такое же отношение к культуре хоканов, как актеры Кабуки в древние времена могли только называться тайкомоти. К тому же их заработки не могут сравниться с заработками настоящих традиционных хоканов.

В книге «Секрет истории исчезнувшего мира» Лесли Доунер рассказывает о тайкомоти Шитико из Токио, который зарабатывает за один банкет до пяти тысяч долларов. Действительно, такие вечеринки могут быть очень дорогими. Мастер вечеров Шитико шутит, что «мужчина, который тратит все свое время и деньги на тайкомоти, станет банкротом, жена выкинет его из дома, и ему самому придется стать тайкомоти». Впрочем, многие образованные господа действительно раньше становились хоканами именно по этой причине.

Но некоторые из них считают профессию тайкомоти своим призванием, как, например, самый известный на сегодняшний момент не только в Японии, но и во всем мире тайкомоти Арай из Киото. Он не только выступает на банкетах, но и читает лекции в университете, ведет свою программу на радио, колонку в газете, выпустил несколько книг о профессии и истории тайкомоти, снялся в фильме в роли хокана, открыл в интернете сайт на нескольких языках, надеясь возродить интерес к искусству тайкомоти.

Тайкомоти Арай как представитель древних самурайских традиций Японии остается оптимистичным относительно будущего своей профессии: «Пока самые младшие из моих учеников достигнут моего возраста, пройдет полвека. Многое может измениться. Я верю, что время «тех, кто носит барабан», опять вернется».


___________________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *