Гетеры: греческие жрицы любви

Гетера в современном мире — синоним проститутки. Но для многих будет неожиданным узнать, что на самом деле греческие гетеры ни многим ни малым стояли у истоков европейской цивилизации. Так кем же на самом деле были греческие жрицы любви, и почему в патриархальном мире произошла эта подмена понятий — попробуем разобраться на этой странице.

Кто такие гетеры

«Спутница радости», — так говорил о гетерах знаменитый оратор Демосфен. И он был прав: греческие куртизанки были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства своего времени. Само слово «гетера» (hetaira) означает «подруга», «компаньон». Впрочем, их также заслуженно называли mousourgoi — «служительницы муз».

Куртизанок, подобных гетерам, особенно, афинским, мы не встречаем нигде, кроме Греции — разве только Франция впоследствии прославилась умнейшими куртизанками Нинон де Ланкло и Марион Делорм, однако ни великая римская культура, ни существовавшая в то время величественная шумерская таким явлением похвастаться не могли. Греческие гетеры продавали не только Эрос, но и знания, воспитанность, искусство и красоту чувств. Ведь кто такая гетера высшего круга? Это образованнейшая из образованнейших, искуснейшая танцовщица, чтица, вдохновительница художников и поэтов с неотразимым обаянием женственной прелести. Юная девушка могла одновременно очаровывать и повелевать, нести мужчине утешение и примирение с жизнью.

Греческих гетер часто сравнивают с японскими гейшами, однако это не так — их, скорее, можно сравнить с более изысканными, чем гейши, японскими куртизанками таю — носительницами утонченной культуры, в то же время имевших право делить ложе с понравившимся мужчиной.

Японские куртизанки: как их отличить от гейш — тут

Гетера как произведение искусства

Знаменитая гетера в Афинах имела очень высокий социальный статус — выше многих великих полководцев, владык и философов. Для древних эллинов было очень важным созерцание красоты, поэтому они уделяли огромное внимание своим атлетам, гетерам, танцовщицам. Значение этих живых моделей и художников как воплотителей их красоты было огромно и не имело аналогий в последующих временах и странах, за исключением Индии в первом тысячелетии нашей эры.

Гетеры соединяли с красотой высокие интеллектуальные традиции, подвигая мужчин на поиски истины и помогая строить им культуру, ставшую основой для всего дальнейшего развития Европы. Помимо того, что гетеры служили совершенными моделями для скульпторов и художников, они приветствовали поэтов в театрах и ораторов в академиях. «Служительницы муз» были украшением любого праздника, любой военной и гражданской церемонии. Своим оригинальным и изысканным мышлением гетеры создавали вокруг себя атмосферу соревнования в исканиях красоты и добра, облагораживали вкусы и, зажигая в сердцах огонь любви, содействовали развитию науки, литературы и искусства.

Перед чарами гетер были бессильны и поэты, и философы, храбрые полководцы, и даже цари. Например, вдохновительницами великих Диосфена, Сократа, Аристотеля были именно гетеры. Знаменитая Аспасия стала женой выдающегося военачальника Перикла, а «служительница муз» Таис Афинская была спутницей легендарного Александра Македонского, затем женой Птолемея I, родоначальника новой династии Египта. Гетеры разделяли славу этих великих мужчин, приобщались к их громкому имени и правам на бессмертие в истории.

Великие гетеры: самые знаменитые греческие куртизанки — здесь.

Свободная женщина 

Большая часть гетер были рабынями. Но это не означает, что они росли в неволе с детских лет, ведь рабынями в афинском полисе часто становились девушки из аристократических семей завоёванных афинянами соседних греческих государств — Фив, Спарты, Сиракуз. Подчас захваченные рабыни были более образованы, чем их свободные хозяйки. Многие мудрые афинянские госпожи отправляли таких рабынь в школу гетер, а по окончании обучения отпускали их на волю либо отдавали достойному покровителю, который мог заплатить за их свободу.

Впрочем, гетерой могла стать и любая обладающая достаточной красотой и талантом афинянка, если один из ее родителей не был гражданином Афин. Это могла быть девушка как из бедной семьи, так и из богатой, по той простой причине, что по закону при заключении брака у афинянки согласия не спрашивали, а положение замужней женщины было очень ограниченным. Не желавшие договорного брачного союза, который навязывали им семьи, такие девушки выбирали образ жизни гетеры — свободной женщины с правом выбора любовника по душе.

Как правило, гетеры находились на содержании у богатого покровителя, но это не всегда было так — в афинских садах Керамика сохранились плиты, на которых поклонники «служительниц муз» высекали предложения о свидании и сумму. Если гетере нравился поклонник, она подписывала внизу время свидания. За благосклонность знаменитых гетер воздыхатели платили большие, иногда огромные деньги — о таких ставшими легендой историях мы можем прочитать в сочинениях историков того времени (отношения гетер с их знаменитыми современниками были достоянием всего общества, а потому историки тех лет подробно останавливались на описании этих отношений — например, Луциан в «Диалоге куртизанок»). Но это не было проституцией в традиционном понимании слова, т.к. гетеры выбирали только тех, кто им действительно нравился. К слову, параллельно с гетерами в Греции существовали и обычные проститутки порнайи, также как и недорогие куртизанки авлетриды. Гетеры же придавали огромное значение роскоши окружающей их обстановки, так же, как и гибкости своего ума — появляясь в общественных местах на богатых колесницах, укутанные в роскошные восточные ткани, они были настоящими народными любимицами и предметом обожания величайших мужей своего времени.

Служительницы Афродиты

Самая знаменитая школа гетер, где «служительницы муз» получали необходимое для их профессии образование, находилась в Коринфе при храме Афродиты. Этот храм был известен во всей Греции тысячами своих «посвящённых проституток» — служительниц богини. Храмовая проституция, организованная как особый культ, служила божественной любви. Подобно всем куртизанкам, гетеры также посвящали себя культу Афродиты и, помимо изучения в школе искусства нравиться, музыки, ораторского искусства, философии и искусства любви, они посвящались в тайные мистерии богини.

Богиня плотской любви Афродита почиталась у древних греков как один из трёх ликов Великой Матери Кибелы — порождающей всё живое и принимающей в себя умерших (в подобной ипостаси почиталась и Деметра, и Геката). Великая Мать считалась первобытной силой Темного Эроса, и в ее храмах этой силе служили особые темные жрицы Кибелы. Но гетеры служили именно светлому Эросу — наслаждению и радости плотской любви, которое дарила Афродита. Ее культ прославлял земную любовь, воплощённую в совершенной красоте женщины. Поэтические и в то же время сладострастные греки повсюду воздвигали храмы прекрасной Афродите, и почитали гетер как ее земное воплощение. Считалось, что те одаривали мужчин силой богини, которой служили.

К слову, греки, а впоследствии и римляне, поклонялись и еще одному лику Афродиты-Венеры — Урании — царице мира, покровительнице «устремлённой в небо» любви, утешительнице людей. Этой ипостаси Афродиты гетеры обычно начинали служить с наступлением зрелого возраста. Например, по преданию, гетера Диотима, будучи жрицей храма Афродиты Анадиомены, во время вспышки чумы в 429 г. до н.э. вымолила для афинян победу над эпидемией, за что благодарные жители полиса воздавали ей всевозможные почести.

Подруга Бога: о чем молчат жрицы любви — тут.

«Богини разврата»

Гетеры жили в эпоху повсеместной замены древних женских божеств на мужские — пришли греческие олимпийские боги, сменившие культы поклонения Великой Матери в трёх ипостасях, а вместе с ней и обесценивалось значение и сила женщин, в частности — гетер. Очень плохую услугу оказал им «Вольтер античности», известный писатель древности Лукиан Самосатский, предавший пошлому осмеянию многие древние обычаи и выставивший Афродиту богиней разврата, а гетер — вульгарными блудницами. К сожалению, с его лёгкой руки это стало традицией, которой последовали и многие другие древние авторы.

Исследователи античности девятнадцатого-двадцатых веков, восстанавливавшие достоверные события, такие как, например, американский академик Уильям Уиллер, из-за пуританской морали не могли придать большое значение «жрицам любви», как тогда рассматривали гетер. Впервые настоящее значение гетеры как вдохновительницы, описал в своей книге о Александре Македонском американский историк Гарольд Лэмб, отведший надлежаще высокое место знаменитой Таис Афинской, спутнице Александра в его легендарном походе в Азию. А наш известный Иван Ефремов, проделав неимоверные исторические исследования, описал историю этой прекрасной женщины в полюбившейся многим великолепной книге «Таис Афинская».

Возможно, пора и нам вспомнить редко упоминавшиеся в патриархальном обществе имена этих женщин. Они не требовали славы и признания, а были лишь мудрыми и верными подругами, музами и вдохновительницами своих прославленных спутников. Они умели любить и, познавшие женские таинства, щедро наполняли силой боготворивших их великих мужчин.

Греческие куртизанки авлетриды — здесь.

Храмовая проституция: сакральное искусство — тут.
______________________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *