Греческие куртизанки авлетриды

Авлетриды! Считалось, что сама Афродита отвела им золотую середину в храме продажной женской любви. Выше их были лишь блистающие гетеры, но и авлетриды, не в пример дешевым проституткам из диктерионов, умели заставить мужчин потерять голову, прельщая их не только красотой тела, но и артистизмом, опьянявшим любого смертного. Так что же представляло собой искусство авлетрид, чем они отличались от гетер, и чем запомнились в истории — попробуем выяснить в этой статье.

Кто такие авлетриды

“Aulos” по-гречески означает музыкальный инструмент типа свирели. Авлетриды играли, в основном, на нем, отсюда пошло и их название как куртизанок — «играющие на свирели». Авлетриды были артистками, музыкантшами и танцовщицами, и выступали на симпозиумах — греческих вечеринках для знати, и в простых тавернах. Также «играющую на свирели» можно было пригласить продемонстрировать своё искусство в частный дом. Авлетриды были умны, возвышенны, искусны в танце, пении, игре на музыкальных инструментах и… доступны для тех, у кого водились большие деньги. В этом их самое большое отличие от гетер, выбиравших себе любовника по душе.

В какой-то степени авлетрид можно сравнить с корейскими развлекательницами кисэн, вьетнамскими качу и китайскими куртизанками sing-song girls. Но ближе всего, пожалуй, будет их сходство с индийскими танцовщицами баядерами и японскими куртизанками ойран, которые, развлекая клиента изящным искусством, не могли отказать ему в благосклонности, если он того желал.

Поэтическое колдовство

Доход, который прекрасным авлетридам приносила игра на флейте и изящный танец, был немалым, но все же эти греческие развлекательницы использовали эти соблазнительные средства для ещё большего очарования и привлечения мужчин. В этом ещё одно отличие авлетрид от гетер, для которых было важнее высокое искусство, и часто поразившим их художникам, скульпторам, философам они могли отдаваться совсем без платы. Авлетриды же в конце пира, как правило, продавались как бы с аукциона тому, кто больше платил.

Но любовь «играющих на свирели» не всегда была продажна. Этим девушкам были присущи возвышенные чувства, которыми они были обязаны благородству своего искусства и независимости, которой благодаря ему они пользовались. Авлетриды сами заражались возбуждением празднества, на которое были приглашены — они переживали те же ощущения, что и возбужденные одухотворенностью их музыки и танцев зрители. Эти красивые молодые флейтистки по-настоящему были увлечены своим искусством и горели неподдельной страстью, и с ними не обращались, как с обычными проститутками. Авлетриды пользовались огромной любовью афинского люда, который каждое их появление на народных празднествах встречал шумным восторгом.

Своим медовым голосом, чувственностью танцевальных поз и сладострастными звуками своей музыки авлетриды умело внушали страсть мужчинам, но ещё больше они славились своим несравненным даром пробуждать чувственность ласками и поцелуями. Поэтому «играющие на свирели» пользовались огромным успехом у темпераментных греков. Некоторые из древнегреческих историков, например, Эпикрат и Геопонт (350 г. до н.э.), приводят несколько интересных выдержек, по которым можно заключить, насколько велика была страсть греков всех сословий к этим женщинам — эти историки описывают, что авлетриды своей опьяняющей музыкой и танцами вызывали такие взрывы восторга, что зрители в исступлении срывали с себя кольца и ожерелья и бросали их к ногам девушек. Случалось, что во время пира авлетриды получали в подарок всю золотую и серебряную посуду в доме. Поэтому этим куртизанкам нетрудно было скопить себе солидное состояние, стоило только войти в моду. Очень часто «играющей на свирели» удавалось найти богатого и знатного покровителя, и добиться большого признания в обществе.

Авлетриды знамениты

Лучшие семьи в Александрии носили имена Митрионы, Мнезис и Потинии, но, по сообщению историка Полибия (ок.200-120 вв. до н.э.), Мнезис и Потиния были авлетридами, а Митриона «была одной из тех покрытых позором публичных женщин, которые назывались дектриадами». Объяснение такому взлету «играющих на свирели» простое — все три девушки были любовницами Птолемея Филадельфийского, царя Египта и сына Птолемея I, который был военачальником легендарного Александра Македонского.

Древнегреческие историки донесли до нас имена и других знаменитых авлетрид: например, Пиралис танцевала так легко, что получила прозвище «птичка», а против чар прелестной Сигеи не могла устоять даже неприступная добродетель. Но самой знаменитой авлетридой в истории стала красивая и коварная флейтистка родом из Египта Ламиа.

Опасная красота

Вначале Ламиа была любовницей царя Птолемея, которого покорила своей несравненной музыкой и искусством искушённой в любви куртизанки. Но принадлежала она Птоломею до его морского поражения, нанесённого ему Деметрием Полиоркетом, сыном македонского царя. Попав к плен к могущественному победителю, Ламиа стала любовницей и госпожой Деметрия, всецело подчинив его себе. Это господство прекратилось только со смертью царя. Историк Афиней (рубеж II-III веков) описывал любовные уловки, к которым знаменитая авлетрида с удивительным умением прибегала днём и ночью: она опьяняла его звуками флейты, писала милые остроумные письма и умела ловко польстить. Ламиа хорошо знала все порочные страсти знаменитого полководца и с большим умением удовлетворяла их.

Знаменитый Плутарх описывал македонского царя героем Афин, победителем Эфеса, покорителем городов, супругом нескольких цариц, но более всего… развращенным любовником флейтистки: «В своем эротическом экстазе Деметрий доходил до того, что лежа ночью на ложе своей любовницы, галлюцинировал, слыша ее чарующую музыку». Но хуже всего было то, что сделал Деметрий по указке Ламии с главным храмом Парфеноном в захваченных им Афинах — куртизанка заставила царя устроить в храме богини Минервы для неё спальню. Также по настоянию Ламии с ее же покорённых соотечественников царь потребовал контрибуцию на огромную сумму, а, когда деньги с неимоверными усилиями были собраны, он отдал их любовнице «на мыло». Тем не менее, Ламия была так прекрасна, что после ее смерти афиняне поставили в ее честь статую Венеры.

Что тут сказать — уж если гетеры прославились в истории как вдохновительницы великих мужчин, то авлетриды больше запомнились как их прекрасные разрушительницы…

Гетеры: греческие жрицы любви — здесь.

Великие гетеры: самые знаменитые греческие куртизанки — тут.
________________________
© apsara-journal.ru
При подготовке статьи использовались материалы книги Э. Дюпуи «Проституция в древности».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *