Разврат и поэзия: знаменитые французские куртизанки

Слово «куртизанка», произошедшее от французского слова courtisane и итальянского cortigiana, изначально переводилось как «придворная», а впоследствии стало означать женщину, которая, вращаясь в высшем свете, находилась на содержании богатых и влиятельных любовников. Однако не все было так прозаично — прекрасные французские «дамы полусвета», продолжившие зародившиеся в античной Греции традиции образованных независимых гетер, а затем великолепных венецианских и римских куртизанок, порой затмевали своим блеском любую «приличную» даму, а их влияние на лучшие умы королевства было просто безгранично…

1. Марион Делорм

Эта неординарная женщина была первой, кого впоследствии называли кокотками. Марион была настоящей «героиней романов» — красивой, умной, притягательной. Кроме того, со смертью этой французской куртизанки связана одна из самых загадочных историй Франции.

Рождённой в 1611 году в семье скромного судебного пристава провинциальной красавице повезло — ее крестной стала парижская аристократка, которая и забрала девушку в столицу. Очень скоро Марион обрела в салоне крестной такую популярность, что стала менять любовников, как перчатки — среди них были и легендарный кардинал Ришелье, и лорд Бэкингем (который и поплатился жизнью за то, что «увёл» куртизанку у не прощавшего обид кардинала). Вскоре Марион открыла собственный салон, который посещали не только вельможи, но и философы, литераторы — например, поэт Мильтон, «отец философии» Декарт, и юный Мольер.

После смерти Ришелье и короля Людовика XIII (тоже бывшего любовника куртизанки) Марион ввязалась в политику на стороне Фронды, после разгрома которой куртизанке грозил арест и Бастилия. Но в 1650 году Марион внезапно умерла — говорили, что при очередной беременности она прибегла к «слишком сильному средству». Как оказалось позже, куртизанка лишь инсценировала свою смерть и, налюбовавшись на свои «похороны», бежала в Англию. Она ещё три раза выходила замуж за вельмож, овдовев последний раз во Франции в 99 лет. Черты этой легендарной французской куртизанки вошли в образ Миледи в романе Дюма «Три мушкетера», также ее историю увековечил знаменитый Виктор Гюго в потрясающем романе «Марион Делорм».

Лучшие книги о куртизанках, гетерах — тут.

2. Нинон де Ланкло

Ее называли «царицей куртизанок», хотя она никогда не делала из этого профессии, как Марион Делорм — а лишь следовала «капризам тела». Нинон родилась в 1615 году в Париже в семье богатого аристократа и потеряла родителей, когда ей было шестнадцать. Куртизанка купила дом в центре Парижа и, великолепно образованная, превратила его в собиравший ее почитателей салон, где великолепную Нинон навещали Ларошфуко, Лафонтен, аббат Скаррон, Шарль Перро, Филипп II Орлеанский, и многие другие знаменитости той эпохи. А уж перечислять любовников куртизанки нет смысла — это были самые блестящие люди Франции.

Однако, возлюбленный у Нинон был всегда один — меняя одного на другого, она имела обыкновение сообщать ему об этом прямо. При этом куртизанка отказывалась принадлежать кому-то только за деньги — например, она отвергла провести ночь с кардиналом Ришелье за пятьдесят тысяч франков, сообщив ему, что «отдаётся, но не продаётся». Подобный «развратный» образ жизни и вольнодумство в вопросах религии привели к тому, что регентша Анна Австрийская решила заключить Нинон в монастырь, однако та была вызволена оттуда верными друзьями. В качестве реванша куртизанка начала писать произведения, в которых защищала свою позицию: достойная жизнь без какой-либо религии. Среди них особенно выделяется «Месть кокетки» (La coquette vengée, 1659).

Де Ланкло была противницей брака, считая, что «брак и любовь — это дым и пламя». Она родила троих детей от разных возлюбленных, при этом последняя девочка появилась на свет, когда Нинон было 55 лет! При этом куртизанка загадочным образом сохраняла молодость и красоту так, что молодые люди продолжали влюбляться в неё, когда ей было уже 70, и продолжала отдаваться любовникам даже в 80! Умерла куртизанка в девяностолетнем возрасте довольно богатой дамой.

3. Мадам де Рамбуйе

Классическим французским салоном принято считать салон маркизы де Рамбуйе (1588-1665). После рождения старшей дочери маркиза, которую часто называли просто мадам де Рамбуйе, почувствовала желание не появляться при полном интриг королевском дворце, и начала собирать вокруг себя в резиденции неподалёку от Лувра ставший впоследствии знаменитым кружок.

Салон мадам де Рамбуйе отличался от открытых в то время домов для приема тем, что пространство в нем состояло из нескольких отдельных комнат, где гости могли бы уединяться и передвигаться не в пример большим приемным залам. На пике славы, обязанный красоте своей хозяйки, салон французской куртизанки стал социальным и литературным светом для элиты Франции. Маркиза не имела сословных предубеждений и принимала у себя и принцев крови, и простых литераторов. Превосходное качество писем и мемуаров той эпохи во многом объясняется отношением к искусству разговора в салоне мадам де Рамбуйе — в нем был создан четкий стандарт для выражения чувств. Подражание нравам салона в буржуазном обществе высмеял Мольер в комедиях «Учёные женщины» и «Смешные жеманницы». Салон оставался действующим до смерти своей знаменитой хозяйки.

4. Маркиза де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон, больше известная как маркиза де Помпадур — французская куртизанка, сумевшая почти на двадцать лет сохранить за собой статус официальной фаворитки короля Франции и неофициального правителя страны.

Жанна-Антуанетта Пуассон родилась в семье небогатого аристократа, разорившегося и бежавшего из страны. Приемный отец девочки дал ей блестящее образование: к восемнадцати годам красавица разбиралась в музыке, пела, рисовала, играла на сцене и декламировала. Хоть Жанну и выдали в юном возрасте замуж по расчёту, но имя и деньги мужа открыли красавице двери высшего света. Красота и живой ум аристократки сделали ее известной в столичном обществе, и встречи с ней искал сам Вольтер. Один из поклонников куртизанки, богатый банкир, пытаясь добиться ее благосклонности, представил Жанну королю Людовику XV. Монарх хоть и заинтересовался красавицей, но не верил в женские чувства, тогда девушка пустила в ход все свои актерские способности, разыграв сцену побега от ревнивого мужа с тем, чтобы только увидеть солнценосного короля, чем покорила его, получив заветное место официальной фаворитки и титул маркизы де Помпадур.

С тех пор наступила эпоха правления энергичной куртизанки, которая, к тому же, покровительствовала науке искусству и литературе, особенно будучи благосклонной к представителям стиля рококо. Под руководством брата маркизы были созданы изысканнейшие ансамбли площади Людовика XV и военной школы на Марсовом поле, Малый Трианон, перестроен почти весь Компьенский дворец. Куртизанка знала толк в литературе, в ее ближний круг входили писатели Дюкло и Мармонтель. Жанна задала моду всей Европе на высокую прическу с валиком, которую назвали ее именем. Будучи любовницей, другом и советчицей Людовика XV, маркиза умело удовлетворяла прихоти похотливого монарха даже в преклонном возрасте, поставляя ему молоденьких любовниц. Эта знаменитая куртизанка сохраняла влияние на короля и во внешней политике, выдвинув в командующие в Семилетней войне своего друга кардинала Ришелье. Умерла Жанна-Антуанетта в возрасте 42 лет сразу после войны, но одно упоминание ее имени до сих пор будоражит умы.

5. Бланш д’Антиньи 

Эта французская куртизанка, натурщица, певица и актриса времён Второй империи стала прототипом всемирно известного романа Эмиля Золя «Нана». В этом произведении она символизировала «блестящую внешность и порочную изнанку Второй империи» — по словам писателя, «безмозглая и бесчувственная Нана подобна навозной мухе, которая разлагает окружение одним своим прикосновением».

Родившись в 1840 году в семье бедного ризничего, авантюрная Бланш в четырнадцатилетнем возрасте убежала из дома с любовником в Бухарест. Затем бросила его, кочевала с цыганами, выступала в цирке, танцевальных залах, работала моделью — в том числе позировала и для знаменитого Поля Бодри, изображая на картине кающуюся Магдалину. Красавицу занесло и в Россию, где она сменила несколько высокопоставленных любовников, и была выслана лично по распоряжению императрицы за «вызывающее поведение». Прибыв в Париж, куртизанка блестяще выступала в операх-буфф — например, в «Маленьком Фаусте» (1869) и пародиях на «Фауста» Гёте и Гуно, а также исполняла ведущие роли в опереттах. После скандала с одним из богатых любовников, Бланш предпочла покинуть столицу и отправилась в Египет, где была в связи с вице-султаном. Заболев брюшным тифом, куртизанка вернулась в Париж, где вскоре и умерла в нищете и полном забвении.

6. Мадам Рекамье

Имя Жюли Рекамье во Франции стало синонимом хорошего вкуса и образованности. Ее знаменитый литературно-политический салон стал в конце 18 века стал интеллектуальным центром Парижа. Мадам Рекамье была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России, Англии, Италии и Германии.

Будущая красавица родилась в 1777 году. В шестнадцать лет ее выдали замуж за престарелого банкира, который подарил девушке особняк в Париже. Именно это место, где образованная и обаятельная Жюли стала принимать гостей и стало впоследствии знаменитым салоном. В числе ее завсегдатаев был горячо любивший красавицу знаменитый писатель Рене де Шатобриан. Среди поклонников удивительной красоты Жюли были и принц Август Прусский (заказавший свой портрет на фоне портрета куртизанки), и маршал Жан-Батист Бернадот, Бенжамен Констан, брат Наполеона Люсьен Бонапарт.

Из-за того, что мадам Рекамье не скрывала своего недовольства государственной политикой, императорская полиция несколько раз закрывала ее салон и даже выслала оппозиционерку из Парижа. Вернувшись в столицу после Реставрации, куртизанка переехала в монастырь, где продолжала устраивать приемы. Ее близкий друг Рене де Шатобриан оставался с возлюбленной до самой ее смерти в 1849 году. Интересно, что именем этой французской куртизанки Рекамье названа кушетка с S-образной линией изголовья, имевшей разные углы наклона — та самая, на которой возлежит Жюли на знаменитой картине Франсуа Жерара (1802).

7. Мари Дюплесси

Прекрасная «Дама с камелиями», увековеченная Александром Дюма в его знаменитом на весь мир одноименном романе, по которому была поставлена не менее знаменитая опера Верди «Травиата», была экранизирована в разных уголках мира 16 раз, в том числе и с участием легендарной Греты Гарбо! А все произошло из-за несчастной любви писателя Дюма к известной французской куртизанке Мари Дюплесси.

Альфонсина Плесси, родившаяся в 1824 году в провинциальной семье фермера, переехав в Париж, какое-то время работала модисткой. Но вскоре жизнь шестнадцатилетней красавицы изменилась — она стала куртизанкой. Сначала ее взял на содержание владелец ресторана, а затем — открывший дорогу в высший свет герцог де Гиш. Красавица днём развлекалась прогулками в экипаже, вечером выходила в театр или оперу, а затем устраивала в своём салоне романтические встречи с мужчинами. Популярность этой «очень привлекательной молодой женщины с очаровательной улыбкой», как описывали ее современники, была так велика, что вскоре куртизанка приобрела довольно большое состояние, с удовольствием тратя его на драгоценности и развлечения. Несмотря на то, что в детстве Мари не получила образования, она живо интересовалась литературой и поэзией, училась музыке, приобрела изящные манеры и слыла самой изящной женщиной Парижа.

Ее роман с Александром Дюма-сыном продолжался чуть меньше года и закончился по инициативе писателя, который признавал, что он «недостаточно богат, чтобы любить куртизанку, как ему хотелось бы, и хотел бы поскорее забыть то счастье, которое ему недоступно». Вскоре Мари вышла замуж за английского аристократа, но уже через год, в возрасте 23 лет, скончалась от туберкулеза. Дюма в то время был в отъезде и, как только узнал о смерти возлюбленной, немедленно вернулся в Париж, только успев за те небольшие деньги, что у него были, купить на аукционе распродаваемого имущества куртизанки ее цепочку. Так мир узнал о французской куртизанке, которая из-за своей болезни легких любила камелии, которые совсем не пахнут…

Лучшие фильмы о куртизанках: западная классика — тут

8. Аполлония Сабатье

Аполлония Сабатье — одна из вдохновительниц великолепного Бодлера в сборнике стихов «Цветы зла», муза самых знаменитых художников и выдающихся скульпторов Франции 1840-60х годов, хозяйка легендарного литературного салона, который посещали Виктор Гюго, Дюма, Флобер…

А была эта легендарная французская куртизанка, родившаяся в 1822 году, внебрачной дочерью прачки. Но девушка, имея необыкновенные таланты и тягу к искусству, сумела пробиться в высший свет, где долгое время была любовницей бельгийского богача Альфреда Моссельмана — они даже изображены вместе на картине Курбе «Мастерская художника». После смерти покровителя Аполлония вышла замуж за известного коллекционера сэра Ричарда Уоллеса, подарившего многим городам мира десятки уличных фонтанчиков с питьевой водой. Многие из известных писателей того времени оставили мемуары об этой великолепной куртизанке.

9. Лиана де Пужи

Эта дочь военного стала одной из парижских звёзд Прекрасной эпохи Франции — блистательная танцовщица и писательница, Лиана де Пужи вдохновляла художников и поэтов (Жана Лоррена, Макса Жакоба), композиторов (Рейнальдо Ана) и фотографов (Надара). Именно Лиана стала прообразом куртизанки Одетты в бессмертном романе Марселя Пруста «В сторону Свана», который впоследствии великолепно воплотила на экране Орнелла Мути. К поклонником таланта куртизанки принадлежал и член Королевской академии французского языка и литературы Бельгии, итальянский писатель, драматург и политический деятель Габриеле д’Аннуцио. Лиана де Пуажи в своё время была так же знаменита, как и легендарная испанская куртизанка Каролина Отеро, сводившая с ума монархов и ценителей искусства.

А начиналась карьера этой французской куртизанки не так уж блистательно — муж шестнадцатилетней Лианы избивал ее. Несмотря на то, что девушка уже родила сына, она сбежала от тирана в Париж, где при помощи популярного драматурга Анри Мельяка устроилась в знаменитое кабаре Фоли-Бержер, где и начала свою великолепную карьеру танцовщицы, блистая на лучших сценах Европы и сводя с ума величайших мужчин той эпохи. К слову, куртизанка отличалась бисексуальностью, и среди её романов известны близость с художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбёф и недолгая связь с Натали Барни, описанная Пужи в ее романе «Сапфическая идиллия» (1901). В конце своей карьеры куртизанка вышла замуж за румынского князя Георгия Гика, но после шестнадцати лет брака он поменял ее на более молодую любовницу, хотя и не хотел разводиться. Лиана подружилась с наставницей монастыря под Греноблем и жертвовала на обитель. После смерти мужа она вступила в доминиканский орден и ухаживала за детьми в сиротском приюте. Умерла эта легендарная французская куртизанка в 1950 году в ночь Рождества — как и мечтала…

10. Клео де Мерод

Клеопатра Диана де Мерод, французская танцовщица необычайной красоты стала любимой моделью скульпторов, художников, фотографов начала двадцатого века. Эта куртизанка блистала на сценах Гамбурга, Берлина, Петербурга, Нью-Йорка, а среди ее многочисленных поклонников был бельгийский король Леопольд II, за что посвящённые в эту его страстную историю с Клео парижане называли его Клеопольдом.

Клеопатра и сама была голубых кровей — она родилась в 1853 году в семье австрийского художника из старого и знатного голландского рода ван Мерод, связанного со многими аристократическими семействами Европы. На сцене талантливая красавица стала выступать с одиннадцати лет, и, имея за плечами балетную школу при Национальной опере в Париже, стала знаменита в 1900 году, продемонстрировав изумленной публике Парижской Всемирной выставки экзотические «камбоджийские танцы». На своих полотнах прекрасную куртизанку изображали знаменитые Дега, Тулуз-Лотрек, Болдини, а самые известные фотографы боролись за право запечатлеть эту совершенную модель на своих снимках. К слову, открытки с изображением прелестной Клео пользовались в то время невероятной популярностью.

Большой скандал в обществе вызвала продемонстрированная в Парижском салоне статуя французского скульптора Александра Фальгьера «Танцовщица», для которой позировала Клео: хоть куртизанка и настаивала, что портретной в этой скульптуре была лишь ее голова, но обнаженное тело из белого мрамора в статуе так походило на совершенные изгибы танцовщицы, что сомнений в том, кто позировал обнаженным, ни у кого не возникало. Необыкновенную красоту этой роскошной французской куртизанки признал и знаменитый в своё время журнал «Иллюстрасьон», избрав ее царицей красоты из ста тридцати красавиц конца девятнадцатого века…

В. Франко: правда и вымысел о честной куртизанке — тут.

Гетеры: греческие жрицы любви — здесь.
____________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *