Амрапали: буддийская куртизанка

Красота Амрапали описывается в буддийских текстах «красотой вне времени, которая не сравнится ни с чем». Тем не менее, история этой древнеиндийской куртизанки была трагична и печальна. Именно неземная красота Амрапали стала главной причиной ее трагедии, но и она же позволила куртизанке достичь духовного просветления. Следуя учению Будды, Амрапали стала архатом — человеком, вышедшим из «колеса перерождений». Эта легендарная куртизанка упоминается в Палийском Каноне и других буддийских текстах, особенно в связи с пребыванием Будды в ее манговой роще, где он проповедовал свою знаменитую Амбапалика Сутту. В буддийской литературе Джатаки легенда об Амрапали была записана около 1500 лет назад. Путь восхождения Амрапали от простой девушки к царской куртизанке и буддийскому архату касается и многих великих имён той эпохи.

Рождённая под манговым деревом

Младенцем Амрапали была найдена в одном из королевских садов республики Вайшали на востоке Древней Индии около 600-500г. до н.э. О родителях ее ничего не было известно, а поэтому девочка воспитывалась в приемной семье. Поскольку она была найдена под манговым деревом — амрой, то приёмные родители дали ей имя Амрапали. Она была объявлена самой красивой девушкой Вайшали, когда ей было всего одиннадцать лет. По легенде, один из феодальных князей даже оставил свои владения, чтобы только иметь возможность видеть красавицу. Все мужчины королевства — от высшей знати до купцов хотели жениться на ней, и между ними началась вражда. Независимо от того, кого бы выбрали ее родители, кто-то из знати остался бы недоволен.

В некоторых рассказах упоминается, что король Вайшали Манудев так влюбился в Амрапали, что за день до ее свадьбы убил ее детскую любовь и сделал девушку царской куртизанкой. Однако это вызывает сомнения, поскольку Вайшали было демократическим королевством с собственным парламентом. Поэтому наиболее вероятной считается описанная в текстах другая версия: когда вести об Амрапали донеслись до парламента, для сохранения мира в королевстве было решено сделать девушку нагарвадху — «невестой города». Эта традиция существовала во многих уголках Древней Индии — в городе избиралась самая красивая и талантливая девушка, которая не могла принадлежать никому из мужчин, и в то же время служила услаждению многих. Но она не была обычной куртизанкой — это был высочайший титул неофициальной королевы, а цена за ночь с нагарвадху была так высока, что позволить ее себе могли лишь короли и высшая знать.

Помимо красоты, Амрапали обладала познаниями в шестидесяти четырёх искусствах, которые должна была знать куртизанка. Также она была художницей и была избрана царской танцовщицей. Талант и красота Амрапали привлекали в королевство столько людей, что слава Вайшали приписывается славе этой куртизанки. Амрапали дали титул джанпад кальяни — «самой талантливой женщины королевства» сроком на семь лет. Также она получила собственный дворец и право выбирать любовника по душе. Состояние куртизанки превышало сокровищницы многих королей. Но, несмотря на то, что город оказался счастливым, Амрапали стала жертвой собственной красоты. Ее спальня звалась свапна какшикой — «комнатой мечты», и сама куртизанка была женщиной мечты для всех мужчин, но, тем не менее, помимо своей воли девушка оказалась заточенной в золотую клетку.

Амрапали и короли

Слава о красоте куртизанки дошла до соседних с Вайшали государств. Король враждебного республике царства Магадхи Бимбисара решил посмотреть на Амрапали, о красоте и талантах которой был наслышан, и пробрался в Вайшали неузнанным. Так как он сам был музыкантом, Бимбисара не только смог встретиться с куртизанкой, но и стать ее возлюбленным. Однако, когда король напал на Вайшали, она узнала его настоящую личность. Амрапали потребовала от короля немедленно прекратить войну и уйти. Влюблённый Бимбисара подчинился, из-за чего в глазах жителей Вайшали навеки прослыл трусом.

Бимбасара предложил куртизанке стать королевой его государства, но она отказалась. Амрапали вскоре родила от короля сына Вималу. Узнав о связи Амрапали с врагом, город заточил девушку в тюрьму. Один из сыновей Бимбасары, Аджаташатра, тоже был сражён красотой куртизанки. Когда воин узнал о ее заточении, он поспорил с братьями, и напал на Вайшали. Аджаташатра сжёг весь город, убив почти всех его жителей. Амрапали не оценила поступок знатного воина, и, увидев, что он сделал с ее родиной, отвергла его любовь.

Амрапали и Будда

В то время, как по Амрапали сходили с ума короли, ее сын подрос и стал буддийским монахом. Когда куртизанка узнала, что в Вайшали приезжает великий Учитель ее сына, она решила отдать ему почести. В буддийских текстах отмечается, что Будда посещал Амрапали незадолго до его ухода из этого мира. Рассказывается, что куртизанка посетила его проповедь в соседней роще и была так тронута, что пригласила Учителя к себе на трапезу. В других текстах говорится, что это произошло именно в ее манговой роще.

На обратном пути колесница куртизанки столкнулась с дворянами, которые также хотели пригласить Учителя. Они обозвали ее, сказав Будде, что эта «женщина манго» имеет плохую репутацию, и что ей нужно отойти в сторону и дать пройти начальству. Тогда Амрапали объявила, что Будда едет на трапезу к ней. Вельможи предложили куртизанке в обмен на привилегию принять Учителя золото, но она отказалась. Будда также отказался, сказав, что уже принял предложение Амрапали.

Будда признавал красоту куртизанки и предупреждал учеников помнить о ней, чтобы не влюбиться. Амрапали приняла Великого Учителя в своём роскошном дворце, а после трапезы предложила его ашраму все своё имущество, включая манговую рощу, которая впоследствии стала местом проповеди Будды об осознанности. Вскоре после этого Амрапали отказалась от своей должности куртизанки и приняла буддийский образ жизни. Оставаясь активным сторонником буддийского ордена, она посвятила свою жизнь служению бедным. Став одним из самых известных последователей буддизма, Амрапали написала много поэм о своей духовной трансформации. Осознав всю приходящесть красоты и, что красота на самом деле никому не принадлежит, куртизанка стала архатом — человеком, познавшим счастье нирваны.

Индийские куртизанки: ганика, таваиф, девадаси — здесь.
_____________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *