sabar

Сабар: танец животной страсти

Жарче танго, эротичнее стриптиза, страстнее латины, мистичнее танца суфиев! Сенегальский танец сабар считается самым сексуальным в мире. Но при этом он настолько же раскрепощен и откровенен, насколько естественен. Не понимая смысла этого «дикого» необузданного танца, христианские колонизаторы Африки считали сабар «сатанинскими плясками». В то же время завораживающий своим животным магнетизмом, этот, на первый взгляд, провокационный танец не так-то прост. Что за гипнотическая магия лежит в основе сабара, и как попытаться пробудить её в движении — мы и попробуем разобраться в этой статье.

Сущность танца сабар

sabar

Несмотря на то, что сабар отличается мощнейшим эротизмом и сексуальным подтекстом, в нем нет ничего от танца соблазнения. Это шаманство в чистом виде, идущий из древности священный ритуал, который у многих западно-африканских племён призван посредством звука барабана соединить человека и природу, человека и Бога, который, как верят африканцы, обитает на земле. Отсюда выраженная заземленность многих африканских танцев, которая перешла потом и в современный хип-хоп. В то же время сабар — это и прыжки, связывающие человека с небом.

Африканцы верят, что, призывая танцем Бога, человек входит с ним в контакт. Именно поэтому сочетание первозданного физического и духовного придают дикому и необузданному сабару мистическую глубину, которую не могут не чувствовать присутствующие. И именно эта мощнейшая первозданная сексуальная энергия, которая исходит от танцора сабар, пугает неподготовленных западных зрителей. В то же время невозможно не почувствовать и исходящую от него чистую радость и ликование жизни. И это не может не завораживать.

История танца сабар

sabar

Сабар — это общее название для мероприятия, барабана и, собственно, танца. Истоки сабара прослеживаются от культуры африканской империи Jolof, которое, уже став королевством, в 1875 году было колонизировано французами. Но до этого периода с четырнадцатого века этот священный танец уже успел распространиться по всему Сенегалу. Сабар — это ритуал поклонения жизни (а не смерти), и большинство торжеств, по сей день резонирующих со звукам барабанов и танца — это, в-основном, свадьбы и крестины детей. На вечеринках действо принимает форму круга, включая барабанщиков, а женщины защищают танцовщицу от чужих глаз, которые не должны быть частью этого ритуального танца. Изначально барабан сабар, который встречается лишь в Сенегале и частично в Гамбии, служил для связи между деревнями, и его звук может быть слышен за пятнадцать километров!

Самыми лучшими танцорами и барабанщиками сабар считаются люди племени Nguewel. Дело в том, что перед колонизацией Африки это племя развлекало африканских королей музыкой и танцами, и это ремесло было основой выживания их общины. В империи Jolof больше нет королей, но Nguewel пережили все сложные времена и сохранили свои традиции. Многие из молодых людей этого племени говорят, что, может, и хотели бы найти другую работу, но быть барабанщиками и танцорами — это все, что они умеют, они родились в ритмах сабар, и их призвание — развлекать людей на вечеринках.

Сабар в современном Сенегале

sabar

Несмотря на то, что в Сенегале сильны коренные племенные традиции, сегодня эта страна на девяносто пять процентов состоит из мусульман. С момента обретения Сенегалом в 1960 году независимости некоторые движения танца были запрещены на официальном уровне как носящие слишком откровенно сексуальный характер. Более того, в некоторых фундаменталистских мусульманских районах сабар запрещён вообще. Тем не менее, он пользуется огромной популярностью у населения, и запретить им исполнять этот первозданный танец — все равно что запретить дышать. Несмотря на все запреты, девочек матери обучают сабару с детства. Таким образом в Сенегале сложилась без преувеличения взрывоопасная ситуация встречи естественного для африканцев выражения сексуальности и привнесённых извне религиозных табу.

Как танцуют сабар

Сабар — один из самых сложных для изучения танцев. И дело не только в сложных и слишком быстрых для западного уха ритмах, которые, по мнению некоторых искушённых перкуссионистов, являются довольно агрессивными. Дело даже не в том, что свойственные сабару (как и многим африканским танцам) силовые движения не выполнить без длительной предварительной подготовки. Дело в отсутствии в этом танце последовательности движений и хореографического рисунка вообще. Кроме того, тело танцора сабар не имеет единого центра, и каждая из его частей является самостоятельным центром, который двигается отдельно под разные ритмы барабана в общей музыкальной канве. Именно поэтому танцоры за пределами Сенегала испытывают большие трудности с изучением этого танца, и его побаиваются даже многие профессиональные хореографы.

Но и это ещё не все. Несмотря на всю сложность и многоликость сабара, можно ухватить основную суть его движений, заметив, что на смену резким агрессивным прыжкам в нём приходят эротичные движения бёдрами, ягодицами, животом и плавные оглаживания около груди и женского лона. И в то же время невозможно не заметить, что танцором будто управляет нечто потустороннее, будто он отдаётся какому-то потоку, являясь лишь куколкой-марионеткой этой мощной природной силы. Вот в этом-то и заключается главная трудность сабара для западных танцоров и людей европейского склада мышления вообще!

Дело в том, что внутри круга сабар нет правил, нет никаких табу, нет критиков, а только эмоции, чувства и связь со своей дикой природой. Вхождение в круг танца сабар означает смелость выставить на всеобщее обозрение свою настоящую суть, слиться с ритмом барабана, отдаться ему и выразить себя. Танец в центре круга сабара — это отражение самой жизни с ее трудностями и счастьем. Сабар исцеляет и, в то же время, указывает на дисгармонию, если человек находится не в ладах с собой. Сабар похож на отражение в зеркале — он предельно честен, и его нельзя подделать или навязать ему ярлык. Но он щедро одаривает, если вы на правильном пути.

sabar

Танцуя в центре круга сабар, человек будто соединяется с импульсом вне времени и пространства, он присутствует и отсутствует одновременно. Тело находится здесь, но ум будто отделяется, а душа находится в другом месте и пьёт из источника самой жизни. Если танцора спросить потом, какие движения он делал, он скажет, что не помнит. Но на самом деле, это не имеет никакого значения, важно только, какие эмоции и чувства вы вкладываете в них, свою связь с барабанщиками и аудиторией. Ваши движения — и есть конечное средство, а им является не внешняя красота рисунка танца, а самовыражение. Именно тот животный магнетизм, с которым вы соединяетесь, и создаёт накалённую атмосферу страстей и необузданности. Когда вы исполняете сабар — это огромный адреналин и одновременно головокружительное блаженство. Входя в это состояние, вы становитесь лекарством для других. Именно поэтому ваш танец становится зрелищным, жизнь и люди вас радуют, и вы так высоко поднимаетесь к небесам, что навряд ли захотите вернуться на землю…

Африканские танцы: африканские страсти — тут.
_____________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *