Китайский танец: философия шелка и бамбука

Парящие танцоры, выразительные движения рук, древние легенды, волшебство на сцене – именно эти образы возникают в воображении, когда мы говорим о традиционном китайском танце. Однако за кажущейся легкостью стоят изнурительные каждодневные тренировки в течение многих лет: обучение танцоров начинается в раннем возрасте и предполагает изучение боевых искусств, акробатики, театрального искусства, хореографии традиционных сценических танцев, а также многочисленных национальных танцев Китая – такова плата за постижение древних традиций китайского танца.
Так что же представляют собой эти традиции, и как изменяется это искусство в эпоху слияния культур современного мира? 

Что такое китайский традиционный танец?

Китайский народный танец и танец сценический – именно на эти две большие категории можно подразделить китайский традиционный танец. Сценические танцы исполнялись во Дворце императора и воплощали в себе образы поэзии, художественного искусства и скульптуры того времени. Поэтому китайские танцы являются такими утонченными и богатыми, впрочем, как и любая традиционная форма китайского искусства.

Наиболее очевидная разница между китайским и западными стилями танца – в танцевальной форме. Традиционно и в китайском сценическом, и в национальных китайских танцах движения идут по спирали и кругу, потому что в китайской культуре круг символизирует гармонию. Европейские же танцы, такие, как балет и современный танец, больше тяготеют к линейным передвижениям и удлинённым формам.

Кроме того, китайский танец от классического западного танца отличают специфичное подчеркивание движений рук и положений пальцев, также как и координация глаз-рук.
В китайском танце также должны присутствовать три загадочных для западного человека элемента китайской философии: цзин (концентрация), ци (течение энергии) и шэнь (дух). Эти эстетические понятия пришли в танец из трех основных религий Китая – даосизма, конфуцианства и буддизма, которые составляют культурную основу китайской цивилизации.

Из грязи в князи

Поклонение божествам, страх и злость, радость и счастье древних людей – все это до сих пор мы можем увидеть в китайских танцах, история которых насчитывает более пяти тысяч лет. В своих первых танцах люди описывали путь звёзд и воплощали идею устройства Неба и Поднебесной.
В древнем Китае крестьяне предпочитали танцевать групповые танцы. Но впоследствии некоторые из них сделали танец своим ремеслом и стали танцевать для других. По конфуцианским канонам женщинам танцевать не позволялось, поэтому роль женщин исполняли мужчины.

Начиная с династии Чжоу (1122 до н.э. — 249 до н.э.) при дворце императора организовывались школы музыки и танца, где обучали музыкантов и танцоров. К тому же, в школах исследовали и развивали народные, религиозные танцы и танцы других народов. Танцоры принадлежали к низшему социальному классу, их основной обязанностью было давать представления для императора и вельмож.

танцор, каменное изображение пров.Хэнань (династия Сун)

В императорском дворце времен династии Хань (206 до н.э.- 220 н.э.) стали вести организованное хранение документов. Благодаря этому искусство танца и художественное искусство в Китае получили еще большее развитие.

“Сыны Грушевого Сада”

Наивысшего расцвета традиционный китайский танец достиг в период династии Тан (618–907 г.г. н.э.). В этот трехсотлетний период произошли важнейшие культурные события – были основаны два учреждения: Императорская Академия и Академия «Грушевый Сад» — по названию императорского сада внутри дворца. Последняя была основана императором Ли Лунцзи (712-756 н.э.). Так в Китае появилась первая профессиональная танцевальная труппа. Ее танцоров называли “сынами грушевого сада”.

император Ли Лунцзи

По знаменитому Шелковому Пути в Китай пришли индийский и иранский танцы, которые значительно повлияли на развитие китайского танца. Кроме индусов, персов и других народов, ведущих торговлю, в Китай стали совершать путешествия буддийские монахи. Так в Китае появился буддизм, который оказал огромное влияние на китайскую культуру. На многочисленных фресках того периода были запечатлены Летящие Апсары — полубогини, духи облаков в облике прекрасных женщин. Уникальные позы божеств, представленных на этих фресках, оказали большое влияние на китайский классический танец – на сцене появилась имитация “парящего полета”, которой так восхищаются зрители всего мира.

Цзэн Хао, «Парящие апсары»

“Танцующий император” Ли Шиминь (627 – 649 н.э.) из династии Тан стал первым китайским хореографом еще за тысячу лет до появления Людовика Четырнадцатого, основавшего в семнадцатом веке Парижскую Оперу и Королевскую Академию Танца во Франции. Другим великим музыкантом и постановщиком был император Ли Лунцзи. Он создал знаменитую хореографическую постановку «Песня Вечной Печали». Сюжет этого танца сейчас можно узнать в фантастическом балете «Жизель».
В «Песне Вечной Печали» танцоры двигаются на сцене, как в волшебном мире. Хореограф скомбинировал идею танца с высокой танцевальной техникой, которая пришла из индийского танца, с одной стороны, и из классического китайского танца императорского дворца, с другой. Даже на сегодняшний день сложно поверить, что знаменитый “парящий полет” на сцене – не сон. Вдохновением для создания многих танцевальных композиций в то время являлась наложница императора Ян Гуйфэй, известная как самая красивая девушка Поднебесной. Она и сама танцевала «Песню Вечной Печали». Сегодня этот танец считается одним из важных достижений китайской танцевальной культуры.

Шелковый, бамбуковый…

Китайские традиционные танцы, как правило, имеют очень поэтичные названия. Например, как знаменитый Шелковый Танец Дуньхуана. Несколько танцовщиц под нежную мелодию «Танец льющегося шелка» изображают на сцене сюжет, изображенный на фреске эпохи династии Вэй (220 – 266 н.э.). Дуньхуан – это оазис и город в китайской провинции Ганьсу, служивший в древности воротами в Китай на Великом Шелковом Пути.

“Цветок сливы в снегу” — другой известнейший китайский поэтический образ. Дерево сливы на снегу символизирует в Китае стойкость перед жизненными невзгодами. Китайская танцовщица Вэй Но в восьмидесятые годы воплотила этот образ на сцене в красивой постановке с бело-розовым трепещущим веером. Это был один из первых китайских танцев, представленных на международной сцене.

Бамбук в китайской традиции считается символом удачи, выносливости и долголетия. Конечно, в Китае есть и бамбуковый танец. Под приятную мелодию бамбуковой флейты с четким ритмом танцовщица в оригинальном светло-зеленом костюме изящно изображает, как растет бамбук, колышется на ветру…

Героические события прошлого воссоздает на сцене танец «Храбрый отряд Императора Цинь». Этот традиционный китайский танец позволяет понять героический характер китайских воинов императора Цинь, которые словно ожили и вернулись на поля кровопролитных, жестоких битв под мощный ритм барабанной музыки.

Прообраз Летящих Апсар, божеств буддийского пантеона, воплощен на сцене в танцевальном номере с красивым названием «Парящие богини». Сложные акробатические трюки вместе с использованием льющихся золотых лент создают ощущение знаменитого китайского “парящего полета”.

Визитная карточка Китая

“Желаю, чтобы ваш ребенок стал Большим Драконом”, — так на китайском дословно звучит пожелание родителям, чтобы у их “ребенка было хорошее будущее”. Китайские женщины стараются забеременеть и родить в этот год ребенка – считается, что родившиеся в год Дракона дети будут удачливы в жизни. В китайской культуре дракон – это талисман мира и удачи, один из самых узнаваемых символов Китая, поэтому неудивительно, что танец дракона — самый любимый народный китайский танец, который жители Поднебесной исполняют на всех национальных праздниках.

В течение тысячелетий китайской цивилизации этот танец приобрел большое количество форм. И сейчас существует более ста видов Танца Дракона. Этот танец может исполнять один или два человека, а может – сто человек. На представлении десятки сильных мужчин держат тяжелые опоры, бегают и прыгают, изображая полет Дракона по Небу. Дракон принимает различные позы, например “бьет хвостом”, “катается по земле”, “ползет по столбу”. Обычно это мифическое животное изготавливают из разноцветного шелка, в длину он может достигать десяти метров. Под оглушительный треск хлопушек и огней фейерверков Дракон “пролетает” около счастливой толпы, которая стучит на барабанах и ударяет в гонги. Этот танец производит на зрителей огромное впечатление. Он воодушевляет и танцоров, и зрителей, пробуждая в них чувство общности, приобщения к древним китайским традициям и вызывает чувство патриотизма.

Танец Дракона считается национальным танцем хань – этнической группы, которая составляет около девяноста двух процентов населения Китая. Также к национальным танцам хань относится и знаменитый Танец Льва, который исполняется во время китайского Нового Года по лунному календарю — главного традиционного праздника Китая.

Хань верят, что Лев приносит в дом счастье и благополучие и в новогоднюю ночь изгоняет злых духов, поэтому с удовольствием участвуют в представлении Танца Льва. Этот танец обычно исполняют двое — передний танцор держит в руках голову зверя, его ноги изображают передние лапы льва. Другой танцор изображает туловище и задние ноги льва. Туловище “льва” покрывает золотистая ткань с навеской, имитирующая шерсть царственного животного. Оба танцора должны действовать очень слаженно, чтобы удачно изобразить движения зверя. Иногда в танец льва включается игривый и симпатичный львенок, исполняемый одним танцором.

В Танце Льва принимает участие воин, который держит красочный мяч и дразнит им “льва”. Тот прыгает, изгибается и как бы “играет с мячом”. Весь танец проходит под гром гонгов и прочих ударных инструментов, создавая веселое праздничное настроение. Танец Льва стал жемчужиной китайского народного танца. После основания Китайской Народной Республики этот танец в свой профессиональный репертуар включают многие танцевальные труппы Китая.

Современный китайский танец

Когда китайскому традиционному танцу придают значение “современный”, это не означает, что он отказался от своих корней. Китайский современный танец и сейчас кардинально отличается от современного западного танца. В двадцатом веке китайский классический танец приобрел немного иную форму, выйдя на новый этап своего развития.

В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов в Китае была основана «Студия Танцевальных Искусств», где разрабатывалась система танцевальной техники современного китайского танца. В этот период было поставлено немало оригинальных хореографических постановок, основанных на реалиях современной жизни, некоторые из них прославляли Коммунистическую Партию Китая, например — «Танец Красного Шелка», который приобрел патриотическую окраску.

В 1954 году была основана знаменитая Пекинская Академия Танца, танцевальные постановки которой позволили выйти китайскому танцу на мировую сцену. Например, танец «Чуаньинь» в 1990 году получил главный приз на французском международном конкурсе в Париже.

Весомый вклад в современное танцевальное искусство Китая внесла знаменитая китайская танцовщица Ян Липин, являющаяся символом танцевальной китайской сцены двадцатого столетия. Она родилась в Юньнане, одной из южных провинций Китая. Ян Липин стала хореографом музыкальной танцевальной драмы «Принцесса Павлин» и исполнила в ней главную партию. За эту постановку в 1979 году она получила главную премию провинции Юньнань. В 1986 году Ян создала танец «Душа Павлина», который принес ей всемирную известность, а впоследствии стала режиссером фильма «Солнечная птица», получившем в 1994 году главный приз на монреальском фестивале фильмов в Канаде. Ян Липин исследовала танцы разных регионов Китая, а «Отражение Юньнаня» стало новым видом китайского танцевального искусства.

Ян Липин

Шаг в Миллениум

С наступлением нового тысячелетия под влиянием культурной глобализации в китайском танце происходят существенные изменения. Некоторые китайцы вообще начали задаваться вопросом, нужно ли вообще сохранять классические стандарты традиционного китайского танца. Молодые хореографы частенько стали пренебрегать своим культурным наследием – начал теряться выразительный язык жестов, мимики, свойственный классическому китайскому танцу, цикличность его традиционной формы. Интерес иностранных туристов к китайскому танцу очень высок, из-за чего он начал подстраиваться под вкусы приезжих, и это стало негативно отражаться на оригинальных корнях танца. Многие молодые люди в Китае начинают все меньше интересоваться своими национальными танцами, предпочитая им балет или хип-хоп. Но вместе с тем у китайского танца появились и новые возможности для развития.

«Китайскому традиционному танцу, как и любому виду искусства, необходимо вдохновение, влияние извне, чтобы оно не законсервировалось и не задохнулось», — считает Президент Ассоциации Китайского Танца Ли Юйшань. «В последнее время традиционные танцы Китая существенно трансформируются под влиянием арабского, индийского, и даже русского танцев. В некоторой степени, постепенно происходит слияние китайского танца с балетом. Тем не менее, все это может классифицироваться как современный китайский танец, потому что он сохраняет верность китайским традициям и духу».
Исследователи Пекинской Академии Танца активно путешествуют по отдаленным уголкам Китая с целью сохранения своего танцевального наследия. Для наиболее удачливых студентов Академии откроются двери на большую сцену или в кино. Хореографы-постановщики крупных телевизионных шоу, используя новейшие достижения танцевальной техники, стараются сохранить в танце традиции, унаследованные от китайского классического танца императорского дворца.
И это именно то волшебство, чем так восхищаются зрители всего мира!

___________________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *