Беллинезиан: а вы не были на Таити?

Все больше и больше стираются границы в мире, наступает глобализация культур. Касается это и самых экзотичных танцев — в итоге появляются совсем необычные миксы. Соня Очоа, солистка Bellydance Superstars, под впечатлением от таитянского танца создала его фьюжн с танцем живота под названием Беллинезиан, а также выпустила обучающий DVD, который вызвал довольно жесткие споры в интернете. Попробуем найти сходства и отличия этих двух танцев, а также разобраться, нарушила ли сакральный смысл таитянского танца создательница нового стиля.

Как создавался стайл

Идея создания фьюжна Беллинезиан появился у Сони в 2007 году после посещения известной на Таити преподавательницы таитянского танца Туматы Робинсон. Танцовщица беллиданса была поражена сходством этих двух танцев: «Восточный танец — универсальное средство для выражения человеческого тела. Танцоры на Таити делают схожие с танцем живота движения. Поэтому эти два экзотичных и чувственных танца естественно вступают в «брачный союз», — начинает свой рассказ Соня. «Результатом слияния этих двух танцев является красивый и уникальный фьюжн — стиль Беллинезиан».

Сходства и различия

Действительно, в беллидансе и полинезийском танце на удивление много похожих движений. Например, известная в восточном танце эффектная «тарелочка» в точности повторяется в базовом движении таитянского танца под названием «фаарапу». А «тамау» — другое базовое движение гавайского танца, очень напоминает восточную «качалку». Очень сходно и то, что и в гавайском, и в восточном танце положение верхней части тела при интенсивных движениях таза и бёдер сохраняется как можно более неподвижным.

Однако, в этих двух танцах есть и существенные отличия, и одно из наиболее важных — табу на движения грудью в таитянском танце. Также очень отличаются движения рук — в гавайском танце они, в основном, означают явления природы, например, восход и закат солнца, приветствие силам природы — многие из этих движений имеют сакральный смысл. Пальцы рук в таитянском танце почти никогда не раскрываются, а прижаты плотно друг к другу, включая большие пальцы. Также в таитянском танце используются резкие повороты головы вправо-влево, которые могут чередоваться с резкими ударами бёдрами. В восточном же танце головой делаются больше вращения, «слайды», перекидывание волос из стороны в сторону.

Сочетание несочетаемого

Соня Очоа довольно интересно сочетает эти различия в своём фьюжне. Например, она красиво и мягко комбинирует гавайскую горизонтальную восьмерку «вару» и вертикальную восьмерку «майя». А на фоне «таитянской» работы бёдрами танцовщица очень неожиданно «встраивает» таитянское табу — удары грудью.

Стоит отметить, что, несмотря на схожие движения  бедрами в беллидансе и таитянском танце, между ними существует едва уловимое различие. Например, напоминающее горизонтальную «восьмерку» таитянское движение «вару» выполняется в небольшом приседе, а колени двигаются по большей по сравнению с восточным танцем амплитуде. В итоге движение смотрится именно «таитянским». Впрочем, то, как оно будет смотреться, в некоторой степени зависит от костюма, который надет на танцовщице. Например, в конце своего обучающего DVD «Introduction to Bellynesian» Соня и танцовщица таитянского танца Моэна делают вроде бы одни и те же движения, но на танцовщице, одетой в восточный костюм, они выглядят «восточными», а у танцовщицы в «островном» костюме — «таитянскими».

Костюм и музыка 

Дизайн костюма для своего стиля-микса Соня разрабатывала вместе с Туматой Робинсон: они использовали «травяную» юбку, а пояс и лиф позаимствовали из восточного танца, но с таитянским колоритом. В волосах танцовщицы стиля беллинезиан — экзотичный цветок, на грудь можно надеть ожерелье из цветов или ракушек.

Музыка в новом фьюжне Беллинезиан используется, по большей части, таитянская и гавайская. Интересную музыку для нового стиля можно найти в произведениях главного хореографа всемирно известной таитянской группы Les Grandes Ballets de Tahiti Лоренцо Шмидта, которую он создаёт в сотрудничестве с композитором Тейки Виллантом.

Хула на Хулу

Экзотичный стиль Беллинезиан входит в программу выступлений Bellydance Superstars, и зрители шоу восторженно встречают этот фьюжн. Однако стиль Сони вызывает в интернете много критики и даже возмущения. Вполне справедливо танцовщице ставят в укор название ее фьюжна, ведь окончание «-esian» указывает на его «полинезийские» корни. Но полинезийские танцы — довольно большая группа танцев народов Океании, порой сильно различающихся по движениям и традициям, которые лежат в их основе. Соня же при создании Микса использует преимущественно таитянский танец и некоторые элементы гавайского танца Хула.

Также многие обвиняют Соню в «оскорблении чувств таитян» и «отрыве фьюжна от сакральных корней и глубокого смысла таитянского танца», поскольку он является священным и выражает поклонение силам природы. Многие даже называют Беллинезиан «голливудианом», намекая, что это лишь шоу для праздного зрителя. Но Соня не спешит оправдываться: «Думаю, для танцовщиц восточного танца было бы крайне интересно добавить таитянские движения в свой танец, чтобы выработать свой особый стиль. Если Беллинезиан даёт танцовщице возможность расширить свой танцевальный словарь, почему бы не попробовать?»

Главный хореограф Les Grandes Ballets de Tahiti Лоренцо Шмидт, с которым сотрудничала Соня при создании своего фьюжна, поддерживает танцовщицу: «Долгое время таитянские традиции были под запретом вследствие французской колонизации, и то, что для наших предков было священным поклонением древним богам, для многих из нас стало просто сувениром. Когда мы основывали нашу труппу, мы понимали, что должны уважать наши корни, но, начав поиски, мы не смогли найти многих базовых движений, которые растерялись за более, чем двести лет запрета при колонизации. И сейчас на Таити многие верят в сакральное, но мы по-новому выражаем наши традиции и ищем свой путь. Даже самые пожилые таитяне поддерживают нас — они часто приходят на наши выступления, понимая, что это не коренное изменение традиций, а всего лишь новый путь их выражения. У нас новое видение таитянского танца, и он не стоит на месте. Мы открыты миру, и рады сделать фьюжн культур».

Кому-то нравится смотреть таитянский и восточный танец по отдельности, а кто-то стал горячим поклонником нового «голливудского» стиля — Беллинезиан приобрёл немалое количество последователей по всему миру. Но, в конце концов, будет ли жить новый стиль, решать только зрителю.
_____________________
автор: Юлия Авдеева © apsara-journal.ru
(статья опубликована в журнале «Ориенталь» №4, зима 2010)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *