Африканские танцы: африканские страсти

Европейскому зрителю, привыкшему к хореографическим постановкам, не всегда понятна специфика африканского танца – свободное переплетение музыки, движений и пантомимы, в которых нет заученных движений. Африканцы же просто расслабляются и дарят свое тело музыке, не заботясь о том, как это выглядит со стороны. Ведь именно при отключении рассудка тело переходит во власть чувственности, и рождается уникальное в своем роде явление – африканский танец… 

Понятие «африканский танец» условно объединяет танцевальную культуру народов, населяющих Африку. Исторически сложилось, что танцы стран Северной Африки – Египта, Алжира, Марокко, Туниса – развивались под влиянием арабо-мусульманской культуры. А вот танцевальная культура южных африканских регионов занимает самостоятельное место в культуре Африки, несмотря на довольно заметные различия между отдельными регионами и пестроту ее этнического состава. Например, в одной только Кении более шестидесяти этнических групп, и каждое из этих племен имеет свои танцевальные традиции! Тем не менее, у африканского танца есть и общие черты. Одно из его основных отличий от танцев других регионов мира – полицентричность движений. Это означает, что тело танцора не рассматривается как единица с одним центром, как, например, в европейских танцах, а разделено на несколько центров, и каждый из них — плечи, руки, грудь, таз, ноги — способен двигаться отдельно от других под различные ритмы внутри музыки. Другая особенность африканского танца – его «заземленность», обращенность тела вниз и явно выраженная сила и экспрессивность движений. Кроме того, важным элементом танцев Африки является ритм барабанов – именно он становится «сердцем танца» и создает незримую связь между членами племени. Также танцы африканского региона характеризуются красочностью зрелища, которое может длиться много часов подряд. Неотъемлемые элементы этих представлений – нательные рисунки, перья, шкуры и маски. Но самая важная особенность африканского танца в том, что он основывается на взаимодействии с природой и окружающей средой — настоящими корнями человека.

Самые хищные

Считается, что первые племена появились в Африке более чем за двадцать тысяч лет до начала христианского летоисчисления. Но первые сведения о танцевальной культуре этих древних групп людей датируются 8-6 вв. до н.э., и были получены из наскальной живописи в горных массивах Сахары. Племена самых древних жителей Южной Африки — бушменов, проживаюших на территории современной ЮАР, изображали пляшущих людей в звериных шкурах с рогами и в масках антилоп и слонов. У народов тропической Африки танец прежде всего был связан с охотой. С помощью танца охотники надеялись «влезть в шкуру животного» и таким образом предугадать его поведение. Поэтому перед охотой на крупных зверей африканцы устаивали большие тотемичекие пляски. Чтобы быть удачливыми в охоте, они одевали костюмы из звериных шкур, на голову одевали украшения из перьев и изображали преследуемых охотниками животных, подражая их повадкам и крикам. Эти пляски были очень красочными – например, сохранившийся до наших дней танец ндламу народов банту (ЮАР) исполняют до трехсот участников в костюмах из шкур леопардов, оленей или антилоп, меховых браслетах и головных уборах из перьев птиц. Копья охотников им заменяют палочки, украшенные белым мехом обезьян. Танец отличается разнообразием рисунка, композиция танца строится линейно, что указывает на связь танца с тренировкой охотников. Запевающий песню солист задает ритм танцу, постепенно ускоряющийся и усложняющийся. Все резко заканчивается всеобщим ликованием членов племени по поводу удачного исхода охоты. Следы подобных охотничьих плясок сохранились и в танце мучонголо племен педи (ЮАР, Ботсвана) – это один из немногих танцев со щитами, которые дошли до наших дней. «Танцы хищников» также до сих пор можно найти и в традициях охоты племен зулусов (ЮАР), а в Северном Судане в танце утейро африканцы демонстрируют высокое мастерство работы мускулов торса, имитируя «животные» повадки, надеясь, что в них войдет дух хищника, и они смогут понять, что он чувствует и где прячется.

Самые плодородные

Повлиять на природу надеялись не только охотники, но и земледельцы Африки. Высокий урожай могла обеспечить только плодородная земля, для которой нужно было «вызывать» дождь. Стараясь расположить к себе духов природы, члены племени создавали специальные танцевальные церемонии, на которых воссоздавали образы плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды. Эти танцы характеризовались более плавными по сравнению с «охотничьим» ритуалом движениями. У многих африканских племен до сих пор распространены танцы птиц, защищающих посевы от вредителей. Например, в Западном Судане такой танец исполняется мужчинами племени в ярко расписанных головных уборах с прикрепленными на них птицами, держащими в клюве змею. Африканцы устраивают театральные представления и по случаю сбора урожая или окончания полевых работ, и эти «плодородные» танцы до сих пор можно обнаружить в традициях африканских племен Кот-д’Ивуара, ЮАР и государства Того.

Самые ритуальные

Танцы сопровождают многочисленные традиционные африканские ритуалы – обряды инициации, погребения, свадебные. «Змееподобный» танец домба, исполняемый девственницами – это ритуал, с помощью которого король племени венда (ЮАР) может выбрать себе невесту. Этот танец еще называют «танцем питона», что связано с древней легендой о том, что в озере Фундудзи, расположенном в области пребывания племени, живет бог Питон. В его честь молодые девушки и исполняют предсвадебный танец, который, как считается, приносит изобилие всей общине. Скоординированность движений, с которой двигаются танцовщицы, просто удивительна. Девушки имитируют движения большого питона – они передвигаются вокруг огня, плотно прижавшись друг за другу, при этом предыдущая держит за локоть впереди стоящую танцовщицу, и по цепочке сцепленные руки инициируемых делают потрясающие волнообразные движения. При этом действительно кажется, будто перед вами движется огромный питон!
Практически во всех племенах африканского региона сохранились ритуалы инициации юношей – их перехода во взрослую жизнь, например, это танцы камбала в Судане, акпоссе в Того или ндассьон в Чаде.

Самые воинственные

Особую группу танцев Африки составляют воинственные танцы, и один из самых колоритных среди них – древний африканский танец агбекор. Его исполняли воины племен Фон (Гана) и Эве (Гана, Того, Бенин). Этот воинственный танец в древние времена назывался атамга. «Большой» — такое значение передает окончание «га», «присяга» — так переводится «атам». В наши дни агбекор танцуют на праздниках, но в древности это был самый настоящий военный танец, который символизировал принятие присяги, так африканские воины перед походом в сражение давали другим членам племени клятву биться до последнего. Как признается известный африканский хореограф Франси Элкинс, это его любимый танец. И неудивительно — ведь движения танца действительно очень впечатляющи. Танцоры имитируют тактику битвы на поле боя, используя внушительные ножи, украшенные кистями из лошадиных хвостов. Рисунок танца тоже весьма интересен – он состоит из «фраз» движений. «Фраза» состоит из поворота и все время повторяется при различном окончании движения.
Танец высоко подпрыгивающих воинов племени Масаи — пожалуй, один из самых известных африканских танцев в мире. Он называется адуму, что так и переводится – «подпрыгивающий танец». Он исполняется во время церемонии посвящения юношей в воины. Посвящяемые образуют круг и, время от времени в его центр выходит один или двое воинов, чтобы продемонстрировать свои способности к прыжкам. При этом для юноши важно сохранять строго вертикальное положение и ни в коем случае не касаться пятками земли. По высоте прыжков соплеменники оценивают боевые способности воина, и потрясающие фотоснимки именно этих красочных моментов сделали танец адуму известным на весь мир!

Самые колдовские

На африканском континенте тесно переплетены между собой колдовство, мифологические верования, будоражащие воображение обряды и народная медицина. Они связывают отдельного человека с племенем, разные племена между собой. Все традиционные африканские религии объединяет одно – взывание к духам. Эти сущности могут быть духами предков, лесов или божеств. Ориши – божества, духи-ипостаси единого бога-творца, можно обнаружить во многих формах африканских верований – Сантерия, Йоруба, Вуду и других. Многие африканские племена верят, что духи божеств или умерших предков постоянно общаются с людьми, а связаться с ними можно через танец. Например, торжественный танец чиконе проводится во время совершения вождем обряда жертвоприношения предкам. Считается, что после этого танца родоначальники племени обеспечат общину защитой и покровительством. А один из самых колдовских, и в то же время зажигательных танцев племени гумбе (Гамбия) под звуки барабанов бантаро вызывает непреодолимое желание узнать культуру этого народа поближе. И не стоит волноваться – магия в этом танце используется только с добрыми намерениями!

Самые чувственные

Сенегальские женщины считаются самыми красивыми в Африке: кровь у них намешана самая различная – французская, азиатская и, собственно, африканская. Сенегальские красавицы могут целый день ходить с маской на лице, а вечером накраситься и пойти на местную дискотеку, где у мужчин при виде их танцев теряется дар речи. Неудивительно, что в этом регионе Африки родился самый сексуальный африканский танец – Сабар. Увидеть этот необузданный танец, получивший свое название от знаменитого на всю Африку барабана Сабар, проще всего на дискотеке в Дакаре, столице Сенегала, или вечеринках, которые местные жители устраивают каждые выходные и под барабанные ритмы танцуют свои этнические танцы до полуночи. Это в чистом виде «племенной танец», и некоторые даже утверждают, что он в чем-то похож на беллиданс. Сабар – очень энергичный, подчеркиващий женскую чувственность танец. Танцовщицы на небольшом расстоянии от груди имитируют ее оглаживания, делая при этом чувственные движения бедрами и ягодицами, и время от времени энергично встряхивая все тело. Они двигаются так ритмично, что от этого воспламеняющего зрелища легко потерять голову!

Сакаёнса – другой африканский танец, в котором женщины и мужчины могут выразить через ритм барабанов свою сексуальность, полностью отключившись от того, как воспринимают их танец другие. Как говорят некоторые европейцы, пытавшиеся научиться этому танцу, в нем нет движений. Движения африканца — это внешнее проявление радости, оболочка, под которой скрывается неземное ликование. Никакая школа здесь не поможет, надо просто «завестись», войти в раж и затанцевать по-настоящему. А для этого надо только воссоединиться с танцующими, сбросив с себя все наносное, не контролируя и не анализируя свои мысли и движения, отдаться с головой ритму и любить всех и вся. Увы, это очень не просто сделать европейцам, с детства имеющим четкое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Африканские танцы такие разные, но объединяет их одно – глубокая связь с собственной природой. Как говорит известный кенийский хореограф Опийо Окач, чтобы почувствовать африканский танец, надо быть естественным: «Отыщи в себе животное и отпусти его на свободу!»


_____________________
При подготовке статьи использованы материалы «Форума Друзей Африки» http://afrikafriend.4bb.ru/

*****
Вставка
(о современном афр.танце и появлении традиционного афр.танца на проф. сцене)

Современный африканский танец в наши дни мало отличается от существующего во всем мире стиля contemporary, но при этом он сохраняет традиционные элементы национальной африканской культуры. Развитие этого стиля танца началось в шестидесятые годы, и каждый из хореографов пытался создать современный африканский танец по-своему. Например, когда Морис Бежар пригласил работать известного в тот период хореографа Жамину Кони из Сенегала, она пыталась показать свою технику исполнения африканского танца. Многие африканцы сегодня утверждают, что техники современного стиля африканского танца не существует, и что этот стиль – лишь современная трактовка на тему африканского фольклора.
Традиционные же народные танцы Африки прошли долгий путь, прежде чем появились на профессиональной сцене. В силу своеобразия истории африканского континента профессиональное танцевальное искусство народов Африки вплоть до начала двадцатого века было ограничено областью фольклора. Естественный процесс развития африканских народов был нарушен длительным господством колонизаторов. Древнее танцевальное наследие Африки было объявлено неполноценным, и традиционные танцы искоренялись как «варварские» и «идолопоклоннические». Население Африки состоит из большого числа племен и народностей, и долгий период колонизации и борьбы за независимость сплотил их, объединив в одну африканскую нацию. С успехами национально-освободительного движения народов Африки и возникновением независимых африканских государств остро встал вопрос развития африканской культуры. Первый профессиональный ансамбль африканского танца был организован в 1948-49 годах в Париже гвинейцем Кейта Фодеба. С 1950 года под названием «Африканские балеты» этот коллектив гастролировал по странам Европы. С этого времени в течение двадцати лет были созданы профессиональные танцевальные труппы в Сенегале, Республике Берег Слоновой Кости (современный Кот-д’Ивуар), Нигерии, Замбии и Танзании. Процесс получения независимости африканских государств длился вплоть до семидесятых годов прошлого столетия, и нельзя сказать, что современный африканский танец сформировался окончательно. Возникают новые традиции, соответствующие новой Африке. Современные хореографы пытаются языком танца выразить то, что принесла независимость, не уходя от своих корней. Для многих африканцев это и есть современный африканский танец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *