Культ огромного члена: японские эротические рисунки сюнга (18+)

Молодые и старые, гетеро и гомосексуалы, секс с животными и даже моллюсками — все эти не лишенные юмора изображения можно увидеть на сюнга — японских эротических рисунках. При этом мужские половые органы на них выглядят недостоверно огромными. Что же скрывается за этим стремлением преувеличить у создателей этих внушительных шедевров, и не обделили ли женскую вульву в японском эротическом искусстве — попробуем выяснить на этой странице.

«Весенние» картинки 

Иероглиф «весна» (春) в Японии — поэтическое обозначение сексуальной сферы, поэтому слово «сюнга» (春画), которым назывались широко распространённые в средневековой Японии эротические гравюры, так дословно и переводится — «весенняя картинка». Сюнга изготовлялись на дереве и автор давал на ней волю своей эротической фантазии в предельно абсурдной форме. Впрочем, создатели этих рисунков показывали во всём многообразии сексуальную мораль реальных горожан, скандалы при императорском дворце и монастырях.

В эпоху Эдо сюнга пользовалась огромным успехом у людей всех сословий, мужчин и женщин, несмотря на отрицательное отношение сёгуната. Многие знаменитые японские художники того времени занимались сюнгой, и это не вредило их репутации.

Медицинская эротика

Сюнга пришла в Страну Восходящего Солнца из соседней Поднебесной — считается, что родоначальниками жанра стали иллюстрации в китайских медицинских пособиях, появившиеся в Японии в середине 8 веке н.э.

Например, из феодального Кодекса Тайхо 701 года известно, что сюнга были иллюстрированным наставлением по сексу, и их должен был знать каждый врач. Почти шестьсот лет спустя — в 1288 году, другой учебник секса Eisei hiyo-sho («Избранные секреты гигиены») —  обзор ранних китайских текстов, был преподнесен императору как один из важнейших научных трактатов.

Эротическая религия

Для древних японцев, чья страна была сельскохозяйственной, в сексе не было ничего запретного — для них это был важный и красивый акт, ведь растительный мир начинал давать плоды в результате соединения мужского и женского начал, и это означало, что вся община будет обеспечена пищей. Из этих развивавшихся не одно столетие особенностей японской культуры, например, пошла традиция рассказывания мужчинами-гейшами грубых эротических историй.

В 6 веке в Японию пришел буддизм. Несмотря на то, что новая религия относилась к сексу как к части «преходящего и иллюзорного мира мыслей», она принесла в страну целый сонм изначально мужских божеств Китая и Кореи, которые трансформировались в Японии в идеализированные женские. С тем же трепетом, с каким в Европе создавались иконы Девы Марии, буддийские художники ваяли изящные статуэтки богини Бензайтен, чьё обнаженное тело, включая половые органы, представлялось во всех анатомических подробностях.

Однако, вопреки новой буддийской религии, древний фаллический культ продолжал сохраняться. Тайные ответвления буддизма — секты Сингон и Тачикава, развивали почитание сексуальных божеств по индийским и тибетским образцам. Эти сексуальные «тайные Будды» не демонстрировались публично, и эта скрытая сторона японского буддизма всегда содержала в высшей степени положительное, естественное отношение к сексу, которая никакая официальная цензура и подавление не могли искоренить.

Запретные картинки

Широкого распространения стиль сюнга достиг в период Эдо (1603-1867). Благодаря технике ксилографии количество и качество сюнги резко возросло. Правительство неоднократно пыталось запретить «весенние картинки» — в частности, в 1661 году сёгунат Токугава издал указ, запрещающий среди прочего эротические книги, известные как косёкубон. Однако эротические гравюры продолжали создавать без особых трудностей. Указ 1772 года был более строгим: сюнга стала нелегальной. Однако жанр все равно пользовался огромным спросом, поэтому продолжал процветать подпольно.

Размер имеет значение

Знаменитый живописец древнего Китая Чжоу Фан в своих работах преувеличивал размеры фаллоса, и это стало характерной чертой сюнги, пришедшей затем в Японию. В Стране Восходящего Солнца большое влияние на становление жанра оказал талантливый художник аббат Тоба (1053-1140). Изображение фаллоса в весьма преувеличенных размерах обсуждается в одном из рассказов об этом аббате. Рассказчик приводит спор художника со своим лучшим учеником, в котором тот защищался от упреков учителя в изображении мужского полового органа неправдоподобно большим. На эти нападки ученик возразил: «Пусть мой Учитель хорошо рассмотрит сюнга древних мастеров: фаллос всегда изображен большим, чем в действительности. Ведь, если изобразить его в настоящем размере, смотреть зачастую будет не на что. Такое преувеличение — лишь проявление артистической вольности, и мой Учитель сам часто применяет его в своих работах».

Эта особенность, удивляющая и часто ставящая в тупик западных специалистов — лишь продолжение глубоко укоренившегося благоговения и почитания мужского полового органа как символа жизни и силы, что ярко проявляется в японских фаллических культах и обычаях.

Божественная вульва

Многие исследователи японского искусства при обсуждении сюнга недооценивают, что усиление выразительности фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности женской вульвы, показанной в преувеличенном виде.

В этом смысле интересно существование альбомов, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периоды времени, которые ничего, кроме изображений женских половых органов, не содержат. Например, редчайшие гравюры знаменитого Кацусика Хокусай из серии «Kinoe no komatsu»  («Относящиеся к любви») подчеркивают красоту женских форм с особым вниманием к тем их деталям, которые западные художники и искусствоведы, исходя из предубеждений, считают недостойными художественного воплощения, неэстетичными, а то и просто уродливыми.

Японские мастера сюнга 8 — 12 веков от подобных предрассудков были свободны. Будучи поначалу средством образовательным — учебным пособием для достижения сексуального счастья, впоследствии сюнга стали создаваться намеренно сладострастными, служащими для возбуждения сексуальных желаний и ощущений.

Соревнование фаллосов

Примерно в это же время сюнга начинает все больше тяготеть к юмору. Так в серии «Yobutsu kurabe» («Соревнование фаллосов») — первом упоминаемом в японской литературе свитке, приписываемом аббату Тобе, уделяется много места злободневной теме половой потенции мужчины в сатиритической манере. В частности, в остроумной форме показано, что возможности самого щедро одаренного половой потенцией мужчины не идут ни в какое сравнение с сексуальным потенциалом женщины. Позднее появилось множество свитков с вариациями на эту тему — например, «Битва с ветром» — юмористическое толкование борьбы Сумо; о придворной жизни, амурных приключениях японской императрицы, самураях, поэтах и даже богах. Земной юмор всегда был отличительной чертой японского эротического искусства.

«Уравновешенные картины»

Повествовательность, с которой создавались сюнга, была полностью отброшена художниками в течение 16 столетия. Свитки превратились в стандартизированные наборы сцен — обычно не больше двенадцати (по числу месяцев в году), изображающими различные позиции и техники секса, не связанные каким-либо сюжетом.

Новый стиль юкийо-э — «уравновешенные картины», стал развиваться в Стране Восходящего Солнца в 17 веке — эти картинки изображали эротическую жизнь обычных людей, а не только могущественных. Особенно часто героями сюнга становились мужчины нового зажиточного сословия торговцев в Эдо, постоянных посетителей Есивары — знаменитого квартала красных фонарей. Впрочем, излюбленными натурщицами художников юкийо-э были и тысячи роскошных японских куртизанок этого квартала.

Распространение западной культуры и технологий в начале периода Мэйдзи (1868—1912), в частности, импорт техники фоторепродукции, имели серьёзные последствия для сюнги: ксилография на время сохранилась, однако сюнга уже не могла конкурировать с эротической фотографией, что и послужило причиной упадка этого уникального стиля рисунка. Тем не менее, сюнга оказала огромное влияние на искусство двадцатого века, в том числе на современный хентай — японскую порнографию в стиле аниме и манга.

Лучшие японские эротические фильмы — здесь.

Китайское эротическое искусство — тут.
_________________________________
© apsara-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *